Керчь в прошлом и настоящем

Романтика Эллады одухотворяет жизнь города-героя

Вчера в 16:06 130
Историческое здание Керченской картинной галереи.
Историческое здание Керченской картинной галереи. Фото автора.

Говорят, в Греции есть всё. А в нашей Керчи есть Греция. Древняя. Многочисленных туристов неизменно привлекают не только уникальные городища: Пантикапей, Мирмекий, Нимфей, но и необычная архитектура - в городе 26-ти веков сохранилось много домов с элементами украшений в стиле Эллады.

Одно из самых романтических - здание с колоннами и греческими украшениями в виде завитков женских волос на улице Театральной, бывшей Дворянской, в котором располагается картинная галерея. 

Кто проектировал здание, доподлинно неизвестно, но строили его в начале девятнадцатого века как жилой дом, возможно, для сдачи квартир в аренду. Керчь, как и многие города России в то время, была городом частных домовладений. Строительство общественных зданий тогда было редкостью. 

Об истории загадочного, притягивающего взоры здания узнаём от  научного сотрудника историко-археологического отдела Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Владимира Санжаровца. 

- Владимир Филиппович, к какому периоду строительства относится этот прекрасный дом, к какому стилю?

- Это здание постройки первой половины XIX века, памятник архитектуры стиля классицизма. Было частным домовладением. Кто его построил, неизвестно. Но можно с уверенностью сказать, что возведено оно было задолго до Крымской войны 1853-1856 годов, очевидно, ещё в период строительства Митридатской лестницы - сооружения, которое начали строить в 1833 году с первого яруса, а к 1841 году построили ещё два яруса. То, что мы сегодня называем пропилеями - парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, - удачно вписано в начало лестницы, и левая часть примыкала к зданию будущей картинной галереи. Дом интересно смот­релся в ансамбле с Большой Митридатской лестницей, потому что и тут и там присутствуют элементы классицизма. На втором этаже дома мы видим традиционный гречес­кий портик, украшающий здание. Много десятилетий этого портика не было, он был разрушен. Интересно, что в 1920-х годах первый этаж использовали как кофейню. Летом на улице ставили выносные столики. Очевидно, напитки и еду подавали публике через окно, потому что двери здесь изначально не было. Вход в здание был со двора. НЭП - новая экономическая политика в Советской России, пришедшая на смену военному коммунизму, - дал экономические послабления. Именно в то время в Керчи предприниматель средней руки грек Зигомара арендовал это помещение под кофейню.

- Мне думается, вам известно намного больше о том, кто мог проектировать здание. Поделитесь хотя бы предположениями…

- Можно только предположить, что оно имело отношение к творчеству главного архитектора Керчи Александ­ра Дигби. Вполне возможно, именно он мог спроектировать это здание - настолько удачно оно смотрится в общем ансамб­ле как украшение площади. На всех старых фотоснимках, где виден Митридат со стороны так называемого нового базара, есть это здание. Выглядит примечательно и задаёт тон всему виду. В особенности это было так, до того как на площади в 1895 году появился сквер, а в начале века - пристройка к зданию женской гимназии. Тогда общий вид площади несколько изменился, и новый корпус гимназии со шпилем и башенкой стал привлекать к себе больше внимания. Но и рядом с гимназией здание нынешней картинной галереи оставалось весьма привлекательным.

- А как использовался особняк в начале XX века?

- В нём была общественная библиотека, носившая с 1908 года имя Льва Толстого. В советское время это был обычный жилой дом. С 1970-х годов некоторые помещения нижнего этажа принадлежали институту АзЧерНИРО. В 1985 году было решено использовать здание под картинную галерею, и на нём восстановили портик. Особняк реконструировали, расширили в сторону Митридата, и открыли в нём картинную галерею, которую изначально называли именем народного художника РСФСР, одного из ведущих мастеров Студии военных художников имени М. Грекова Николая Бута. Подаренные им городу картины и эскизы на тему «Аджимушкай. 1942» стали экспозиционной основой картинной галереи, торжественно открытой пос­ле реставрации здания 7 мая 1985 года в канун 40-летия Победы советского народа над фашистской Германией. Эта юбилейная дата римскими цифрами выбита на фрон-
тоне.

Надо отметить, что картинная галерея стала центром культурной жизни города. С 1987 года именно здесь основной выставочный зал музея-заповедника, где представлено изобразительное искусство Керчи, иллюстрируется культура от античности до наших дней. Экспонируются временные художественные выставки из фондов других музеев Крыма, разных российских регионов, персональные и коллективные. Особой популярностью у творческой интеллигенции города и любителей искусства пользуются тематические встречи в формате научно-просветительных встреч - «Гостиная на Дворянской». В них принимают учас­тие представители учреждений образования и культуры, литературных объединений, общественных организаций.

В последние годы здесь проходят красочные и содержательные постановки музейного театра Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, ставшие яркими событиями в культурной жизни Керчи. А мы, зрители, получаем не только незабываемые впечатления, но и глиняные жетончики на память, аналоги билетов в античный театр.

Керчане наказывают современным градостроителям сохранять именно греческую изюминку как визитную карточку города. 

Наталья НОВИКОВА.