Пароли под замком

Как защититься от мошенников

22 Февраль 2025 517
Никогда и никому не сообщайте данные своей банковской карты.
Никогда и никому не сообщайте данные своей банковской карты. Фото из открытого источника.

Без онлайн-сервисов трудно представить современную жизнь: оплата ЖКХ, покупки на маркетплейсах, общение и даже работа. В то же время онлайн-пространство давно «облюбовали» кибермошенники, которые то и дело выдумывают новые схемы. То «родственник попал в беду», то «беспокоят из ФСБ», то «пришло время сменить СНИЛС» или «продлить номер телефона». Как себя обезопасить и что делать в первую очередь?

«Народное достояние»

Примерно такую фразу мне сказала моя знакомая, когда поняла, что попалась на удочку мошенников и её персональные данные утекли в сеть. Оказалось, что она перешла по сомнительной ссылке, заполнила некоторые свои данные и только потом поняла, что у неё их украли. 

Наиболее часто мошенников интересуют такие персональные данные как электронные адреса, пароли, имена, номера телефонов, данные банковских карт. Если вы считаете, что ваш адрес электронной почты или пароль могли быть скомпрометированы, сразу замените их. 

Важно: если вы использовали один и тот же пароль на нескольких сайтах, измените его везде. Если при утечке данных в руках мошенников оказалась ваша платёжная информация, сразу попросите ваш банк заблокировать или приостановить обслуживание карты. Так вы не позволите преступникам использовать её для покупок в интернете. 

Кредит брали? А он есть 

Чтобы не оказаться в такой ситуации, рекомендуем проверять кредитную историю. Это полная информация о вашей финансовой жизни. Проще говоря, она показывает, когда и в каком объёме вы брали кредиты, открывали кредитные карты или займы, а также гасили их. 

Истории хранятся в бюро кредитных историй, но перед обращением в него необходимо направить запрос в Центральный каталог кредитных историй, который ведёт Банк России. Сделать это легко: на сайте ЦБ или через «личный кабинет» «Госуслуг». В ответе будет указано, в каком именно бюро кредитных историй хранится информация о вас. Соответственно, вы сможете заказать кредитный отчёт. 

Важно отметить, что из каждого бюро кредитных историй можно бесплатно заказать проверку информации дважды в год. Кредитная история будет храниться там в течение семи лет со дня последнего изменения. При этом получить отказ вы не можете - бюро обязано предоставить запрошенные сведения в случае, если они ему доступны. 

Жалость. Угрозы. Давление 

Такими «инструментами» и пользуются мошенники, когда пытаются выманить у вас персональные данные. 

Например, злоумышленники звонят гражданам, в том числе через мессенджеры, и утверждают, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с их счёта. Чтобы предотвратить потерю сбережений, ловкачи убеждают человека немедленно установить мобильное приложение. Вариантов названий у него может быть несколько. Что происходит дальше: вы запускае­те установленное приложение, подносите свою карту к телефону, вводите код якобы для «спасения денег». Как на самом деле: программа, загруженная на телефоне, вредоносная. 

«Она позволяет создать на телефоне мошенников виртуальный образ банковской карты жертвы. В результате злоумышленники с использованием этого виртуального образа могут снимать деньги в банкоматах, поддерживающих бесконтактную технологию: вместо банковской карты они прикладывают свой смартфон», - разъясняется на сайте ЦБ РФ. 

И это только один из примеров мошеннических схем. На самом деле, их много, от звонка «значимого лица» до «ваш родственник попал в беду». Объединяет их то, что мошенник, как правило, не даёт даже времени подумать и оценить ситуацию. Он задаёт короткие вопросы, торопит, не давая сосредоточиться, запрещает советоваться с кем-либо. 

Будьте внимательны и если понимаете, что разговор идёт именно в такое русло - кладите трубку немедленно. 

Предотвратить. Не допустить 

Полностью быть уверенным в том, что утечка данных не произойдёт, нельзя. Но риск потери средств можно свести к минимуму, соблюдая несколько простых, но очень действенных правил финансовой безопасности.

Первое - никому не сообщайте полные реквизиты своей банковской карты. Даже если кто-то хочет перевести вам деньги, сейчас достаточно знать просто номер телефона и отправить средства по системе быстрых платежей. 

Второе - платежи в интернете лучше проводить через безопасные шлюзы платёжных систем. Это происходит следующим образом: вас «отправляют» на сайт банка, который пришлёт код подтверждения операции. Иначе осуществить платёж нельзя.
К слову, об оповещениях. Можно подключить уведомления или смс-сообщения об операциях. Это очень удобно: так вы сразу же узнаете, если кто-то проведёт платёж без вашего участия или согласия. 

Третье - пароли. Это один из самых важных пунктов, потому что, как правило, у нас один пароль на все ресурсы - поч­ту, онлайн-банкинг и «личный кабинет». Так быть не должно. Пароль должен быть сложный. В идеале - длинный и многосоставной. Используйте буквы, цифры, специальные символы. 

Четвёртое - сотрудники финансовых организаций никогда не будут спрашивать у вас некоторые данные. Например, три цифры с обратной стороны пластиковой карты или пароль из уведомления. Поэтому прежде чем выполнить какие-либо условия, озвученные в телефонном разговоре, возьмите паузу, позвоните в банк и уточните, действительно ли сотрудники организации звонили вам. 

Пятое - ни банки, ни полиция, ни другие организации не будут решать серьёзные вопросы в телефонном режиме. Особенно торопя вас с ответом и подводя к определённым действиям. Более того, если вам угрожают ответственностью за отказ сотрудничать, стоит немедленно положить трубку. Если хотите удостовериться, что подозрительный звонок - это всё-таки мошенники, перезвоните сами в организацию, от имени которой к вам обратились. 

Наталья АЛЕКСАНДРОВА.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.