Остерегайтесь распродаж

12 Ноябрь 2024 296
Всем понятно желание сэкономить, но лучше не забывать поговорку о скупом, который платит дважды.
Всем понятно желание сэкономить, но лучше не забывать поговорку о скупом, который платит дважды. Фото Александра КАДНИКОВА.

Сетевые магазины и маркетплейсы уже несколько недель проводят массированный маркетинговый прогрев аудитории. Готовят её к масштабным распродажам и небывалым скидкам, которые по традиции устраивают ближе к концу года. Активно готовятся к «чёрным пятницам» и мошенники, использую­щие покупательский ажиотаж в своих преступных целях.

О необходимости быть бдительными в этот период заговорили даже в Государственной Думе. По словам члена Комитета Госдумы по информполитике Антона Немкина, одна из распространённых мошеннических схем связана с созданием поддельных интернет-магазинов с «выгодными предложениями».

«Пользователи, стремясь не упустить «выгодное предложение», оставляют данные банковских карт и совершают оплату, но товар не поступает, а сайт вскоре исчезает. Важно также помнить об уловках с фальшивыми скидочными купонами, когда мошенники отправляют ссылки на якобы уникальные коды, требуя за активацию символическую предоплату или указание личных данных», - добавил парламентарий.

Кроме этого, он отметил, что мошенники часто рассылают в мессенджеры сообщения с предложениями о больших скидках и акциях, которые требуют перехода по ссылке. Перейдя по ней, пользователи попадают на поддельные страницы, где их просят ввести данные для входа на популярные торговые платформы или данные банковской карты. Эти данные, по словам депутата, затем используются для кражи средств или взлома аккаунтов.

Также мошенники могут обещать бесплатные подарки или акции, которые якобы достанутся только первым «удачливым» пользователям. Это подогревает ажиотаж и заставляет людей делать необдуманные поступки. Поэтому если не хотите, чтобы шопинг превратился в кошмар, отслеживайте своё эмоциональное состояние и критически относитесь к соблазнительным предложениям. 

Так, перед покупкой внимательно изучите сайт магазина.  Если обнаружите пустые разделы, ошибки, отсутствие контактов - это тревожный знак. Также прочитайте отзывы о сайте в интернете. Если пользуетесь интернет-покупками, лучше сохраните проверенный сайт магазина в закладках или скачайте официальное приложение.

В соцсетях можно встретить множество аккаунтов одного и того же бренда и если не проявить внимательность, то можно попасть на крючок мошенников. Злоумышленники делают всё, чтобы вызывать доверие к созданной ими фальшивой страничке: размещают красивые фото, создают видимость присутствия тысяч подписчиков и комментариев, для этого задействуют ботов с пустыми страницами. И всё для того, чтобы кто-нибудь оформил заказ. 

Поэтому не спешите переводить деньги «представителю бренда». Свяжитесь с магазином по телефону и уточните, принимают ли они заказы через страничку в соцсетях. Контакты и ссылки на настоящие аккаунты бренда в соцсетях вы найдёте на официальном сайте.

Нередко мошенники от имени брендов рассылают письма о закрытых распродажах. В них потенциальную жертву просят перейти по ссылке и «подтвердить аккаунт». 

В подобных ситуациях лучше этого не делать.  Вместо этого проверьте email-адрес отправителя - скорее всего, он будет отличаться от того, который указан на официальном сайте. Установите и регулярно обновляйте антивирус на гаджетах. Он дополнительно защитит от вредоносных сайтов из фишинговых рассылок.

Особенно осторожными надо быть и тем, кто привык оставлять отзывы на маркетплейсах и сайтах магазинов. Нередко мошенники связываются с людьми, которые оставляют жалобы на товар и под видом «менеджеров» предлагают решить проблему, а вдобавок - «начислить бонусы» за доставленные неудобства. Только вот «форма возврата», которую они направят, приведёт жертву к потере личных данных и сбережений на карте. Поэтому если возникли проблемы с заказом, лучше обратиться в службу поддержки самостоятельно и по официальным каналам - в чате приложения или на сайте маркетплейса.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.