Долго, дорого, и не факт, что приедет

5 Сентябрь 2024 536
Такси может стать элитным транспортом.
Такси может стать элитным транспортом. Фото Александра КАДНИКОВА.

Услуги такси вновь подорожали в стране с 1 сентября. Причиной стало новшество, согласно которому нужно не только оформлять полис ОСАГО, чтобы работать таксистом, но и полис ОСГОП - обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Норму приняли, чтобы защитить пассажиров, но, по сути, им придётся платить за безопасность из своих карманов.

Евгений Попов - водитель такси со стажем. Работает уже десять лет на своей машине. Сначала пошёл подзаработать вечером после работы - нужно было найти деньги на оплату банковского кредита. С долгами постепенно рассчитался и понял, что втянулся - уходить не хотелось. С одной стороны, он хочет заработать, с другой - понимает, что обычным гражданам сейчас приходится не сладко.

«Водителей не хватает. Кто-то ушёл в зону Специальной военной операции добровольцем, кто-то отказался от такой работы, потому что надоело или выгорание, и так далее. Плюс цена выросла. Я прекрасно понимаю людей, которым нужно проехать на такси 15 минут, при этом отдать за поездку они должны 300-400 рублей. И хорошо, если заказ у них примут, а ведь бывает и так, что полчаса, час ждут, повышают цену до 600-700 рублей, и даже тогда машины нет. Ладно, если в кафе необходимо добраться, не хочется на автобусе. А ведь бывают экстренные случаи - заболел кто-то и так далее. Вот тогда печально всё получается», - говорит Евгений.

По его словам, год назад, когда стоимость такси выросла, первые несколько недель заказов было меньше, чем обычно. Но постепенно всё изменилось. Люди снова начали тратить деньги на такси, лишь бы не ждать транспорт долго или не ехать в автобусах без кондиционеров.

«Вот когда жара была сумасшедшая, прям один заказ за другим приходил, но чтобы обязательно работал кондицио­нер в машине», - вспоминает он.

Что касается новых полисов, то их ввели потому, что аварийность такси в семь раз выше, чем у обычных автолюбителей, объяснил один из авторов изменений в закон, депутат Государственной Думы России Анатолий Аксаков. Он считает, что ОСАГО в основном идёт на возмещение ущербов, связанных с автомобилем, а не жизнью и здоровьем пассажиров. Но в случае ДТП пассажир получит по ОСГОП выплату до 2 миллионов рублей, что, безусловно, будет гарантией, например, успешного лечения, если будет травма. 

Отказаться от нового полиса можно, но затратно. За это грозит административный штраф: для должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Проверять полисы должны в том числе сотрудники ГАИ. 

При этом в стране в целом не хватает таксистов. В стране будет не хватать около 130 тысяч водителей такси к концу этого года, заявил на сессии Восточного экономического форума директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков. По его словам, на дефицит повлияло в том числе ужесточение миграционной политики. 

Эту информацию подтверждает финансовый аналитик и доцент РАНХиГС Николай Кульбака. Он акцентирует внимание на том, что в этой сфере работает большое количество мигрантов. Любые изменения приводят к одному - растут цены. В итоге, по мнению эксперта, пользоваться такси смогут только очень обеспеченные люди. Всем остальным останется общественный транспорт, к которому в Крыму внушительное количество вопросов. 

Но пока ещё можно воспользоваться возможностью поездить на такси относительно недорого. С 1 сентября у таксистов будет 60 дней, для того чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы. 

Валентина БУЙЛОВА.