Как снести старый дом?

19 Июль 2024 393
Если снос дома не задокументировать, то юридически он продолжит существовать и за него придётся платить налог.
Если снос дома не задокументировать, то юридически он продолжит существовать и за него придётся платить налог. Фото Александра КАДНИКОВА.

Многие считают, что жить в частном доме куда лучше, чем в квартире. В пользу этого приводят массу доводов. Один из них звучит так: «на своей земле я сам себе хозяин и делаю, что хочу». В большинстве случае так и есть. Но не стоит обманываться, власть собственника не безгранична. Даже для того чтобы снести на своём земельном участке свой же старый, ветхий дом, придётся «побегать» по инстанциям и заплатить профильным специалистам.

До 2018 года, чтобы снести дом и снять его с кадастрового учёта, достаточно было получить соответствующее разрешение от органов местного самоуправления. Потом правила поменялись. Теперь в органы местного самоуправления надо подать два уведомления. Первое - о желании снести дом. Второе - о факте сноса дома, подаётся после завершения демонтажных работ. При этом снести строение вы вправе как своими силами, так и с помощью наёмных рабочих. В данном случае, это не принципиально.

Но просто сказать «дом снесён» недостаточно. Необходимо, чтобы это подтвердил кадастровый инженер. Для этого с ним заключается договор и за оговоренную плату он приезжает на место, осматривает его и составляет акт обследования, в котором подтверждает факт сноса строения. Этот документ необходим, если вы планируете не просто избавиться от старого дома, но и снять его с учёта в Росреестре. Если этого не сделать, то каждый год вы будете вынуждены платить налог за дом, которого нет.

Проще всего подать заявление через МФЦ. Но если у собственника недвижимости есть квалифицированная электронная подпись, то заявку можно заполнить и на сайте Росреестра. Обычно такие заявления рассматриваются в течение 7-10 дней.

Само собой заявление должен подавать собственник здания или земельного участка. Если таковых несколько, то можно оформить от их лица доверенность на проведение этой процедуры. Если же объект находится в долевой собственности, то обращения подают все собственники - каждый владелец доли от своего имени.

Пакет документов понадобится не особо объёмный. Необходимо будет заполнить форму заявления о снятии с кадастрового учёта и заявление о прекращении права собственности. Если на объект не регистрировали право собственности, то это заявление не потребуется. Также понадобится паспорт и документ, подтверждающий право собственности. Обычно это свидетельство либо, если право возникло до 31 января 1998 года, то иные правоустанавливающие документы. И в завершение надо будет предоставить тот самый акт обследования, который вам ранее выдал кадастровый инженер.

Если никаких претензий к предъявленным документам не возникнет, то вам выдадут новую выписку ЕГРН с информацией о том, что дом прекратил своё существование. И с этого момента собственник может возводить новые постройки, использовать землю для других нужд и не платить налог на этот дом.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.