Сотовое недоверие

2 Июль 2024 341
Если вам звонят от имени сотового оператора, лучше прекратить разговор и перезвонить по телефону, указанному на сайте оператора.
Если вам звонят от имени сотового оператора, лучше прекратить разговор и перезвонить по телефону, указанному на сайте оператора. Фото Александра КАДНИКОВА.

Телефонные мошенники уже не первый год звонят россиянам под видом сотрудников сотовых операторов. И так как их старые легенды перестают со временем работать, они придумывают новые, о которых мы расскажем в сегодняшнем дайджесте.

Сбой в системе

О новой версии старой аферы на сей раз рассказал директор продукта «Защитник» МТС Андрей Бийчук. По его словам, мошенники звонят россиянам и, представляясь сотрудниками сотовых операторов, сообщают о якобы произошедшем сбое в системе.

Звонок может начаться с приветствия: «Здравствуйте, меня зовут Марк, я - оператор компании Х. Это не реклама». Далее злоумышленник сообщит о том, что тариф, которым пользовался абонент ранее, был сброшен и больше недоступен. Мошенник также скажет, что пользователю был подключён новый тариф и назовёт его стоимость.

Независимо от реакции жертвы, мошенник предложит помочь вернуть ей старый тариф, для чего попросит предоставить доступ к «личному кабинету» абонента оператора.

Впоследствии мошенники могут взять на имя жертвы кредиты или микрозаймы через авторизацию на различных площадках, а также получить доступ к банковским счетам или другим аккаунтам.

Эксперт советует для защиты завершить разговор и самостоятельно перезвонить своему оператору на официальный номер, указанный на сайте компании. Также не рекомендуется переходить по ссылкам, которые могут прислать жертве, и сообщать по телефону логины и пароли. Настоящие сотрудники не запрашивают подобную информацию, а все изменения тарифов приходят через СМС, push-уведомления в приложении оператора или через «личный кабинет» на сайте.

Коварная двухходовка

О другой схеме, косвенно связанной с операторами связи, рассказала коммерческий директор компании SafeTech Дарья Верестникова. По её словам, афера состоит из двух этапов.

На первом жертве звонят от имени оператора сотовой связи, сообщают о необходимости продлить действие договора об оказании услуг и сообщить по телефону код из смс. То есть, начало схемы - как у классического сценария, направленного на получение доступа к «Госуслугам» для оформления от имени жертвы займов в МФО.

Следующий звонок поступает якобы от Росфинмониторинга, «представитель» которого сообщает жертве, что ранее звонок был мошеннический, и теперь, благодаря тому коду из смс, его всеми банковскими счетами завладели злоумышленники. И спасти средства от хищения поможет лишь одно - перевод всех имеющихся денег на безопасный счёт. И жертва сама делает перевод.

Эксперт отметила, что теперь злоумышленники пользуются не только простотой технологии кодов, но и пытаются тем самым напугать граждан, вызвав у них чувство собственной вины за только что совершённое опасное действие.

«Смс и push-коды - главная проблема нашего времени, с которой надо бороться, но не только за счёт информирования граждан о рисках - нужно полностью менять ландшафт систем безопаснос­ти. Внедрение нормальных средств аутентификации и подтверждения на базе элект­ронной подписи в сочетании с качественными антифрод-системами позволит кратно сократить возможности для мошенничества», - заключила Верестникова в комментарии РИА Новости.

При этом она порекомендовала критически относиться к любым звонкам, совершённым якобы от лица сотовых операторов или банков.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.