Впереди только Севастополь
Она продолжалось в эти апрельские дни, Крымская весна 1944-го, несущая силами бойцов Красной Армии, флота, авиации, стараниями народных мстителей региона, партизан и подпольщиков, освобождение полуострову. Такое долгожданное, с осени 1941-го, такое выстраданное, тысячи потерь, в том числе, самые обидные - за считанные дни до спасения… К этому дню 80 лет назад освобождена от фашистов уже большая часть полуострова, Родина уже шесть раз салютовала освободителям и спасённым разным количеством залпов из разного числа орудий, но это количество было неважно - главное, что были салюты Крымской Победы.
В истории нашего полуострова дата 16 марта памятна двумя крымскими, заслуженными, решающими, вёснами, случившимися с разницей в 70 лет: в 2014-м мы голосовали за возвращение полуострова в Россию, а в 1944-м Ставка верховного главнокомандования во главе с Иосифом Сталиным приняла решение о проведении Крымской наступательной операции, чтобы вырвать полуостров из рук оккупантов, вернуть Советскому Союзу. Планировалось, что уже в конце месяца то наступление начнётся, но погода подвела, сделав наши дороги непроходимыми для тяжёлой техники, да и бойцам стремительно было не продвинуться. Координировавший наступление Александр Василевский докладывал Иосифу Сталину: «Дождь (двое суток подряд. - Ред.) окончательно вывел из рабочего состояния дороги. Весь автотранспорт стоит на дорогах в грязи… при таком состоянии дорог начинать операцию нельзя, не сумеем за продвигающимися войсками подать не только пушки и снаряды, но даже продовольствие и кухни». Потом и вовсе мороз ударил, снегопад… Но Крым ждал, и 8 апреля, как только распогодилось, наступление началось, по двадцать километров (максимально 65) в сутки с боями продвигались наши бойцы, не давая врагу закрепляться на новых рубежах. Только вперёд шли войска 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина, 19-го отдельного танкового корпуса Ивана Васильева (после его ранения - Ивана Поцелуева); 51-й Якова Крейзера (ранее в ноябрьском десанте, при захвате плацдармов к наступлению, - Алексея Первушина) 2-й гвардейской Георгия Захарова, Отдельной Приморской Андрея Ерёменко (в десанте Ивана Петрова, в следующих боях за Севастополь - Кондрата Мельника), армий; 4-й Константина Вершинина, и 8-й Тимофея Хрюкина, воздушных армий; Черноморского флота Филиппа Октябрьского, Азовской военной флотилии Сергея Горшкова, Керченской военно-морской базы Владимира Рутковского. Им навстречу, в тыл врага, где действовали подпольные группы в городах и сёлах, из леса, с гор двигались партизаны Северного Павла Ямпольского, Восточного Владимира Кузнецова и Южного Михаила Македонского, соединений. День за днём, метр за метром появлялись всё новые спасённые города и сёла. 14 апреля - Судак, Бахчисарай, Зуя, Саки, Фрайдорф, Карасубзар (Белогорск), Ак-Мечеть (Черноморское), Ички (Советское) и ещё десятки населённых пунктов поменьше, 15-го - Алушта, 16-го - Алупка, Коккозы, Гурзуф, Ливадия, Кореиз, Ялта. И в её честь раздались над вечерней Москвой 12 залпов из 124 орудий. Оставалось самое хорошо укреплённое врагом направление - севастопольское…
На нём, как говорил Юрий Левитан в оперативной сводке от 17 апреля 1944-го, «наши войска, преодолевая сопротивление и систему инженерных заграждений противника в горно-лесистой части Южного побережья Крыма, продолжили наступление и с боями заняли населённые пункты Мекензия, Черкез-Кермен (ныне - Крепкое), Уппа (Родное), Узенбаш, Верхний Чоргунь, Мухалатка, Мелас, Форос, Байдары, Варнутка (Гончарное)». 18 апреля - «На севастопольском направлении наши войска, сломив сопротивление, овладели районным центром Крыма городом Балаклавой (тогда она была самостоятельная, а не часть Севастополя. - Ред.), а также с боями заняли населённые пункты Алсу, Камары (Оборонное), Кадыковка, Кучук-Мускомье, Батильман. Освобождённая в этот день 80 лет назад Балаклава была самой южной точкой фронта: с 7 ноября 1941-го она была в первом секторе Севастопольского оборонительного района, которым командовал Пётр Новиков, а краем тогда была крепость Чембало (Генуэзская), со щитом на башне «Смерть немецким оккупантам», державшимся, как и защитники, до конца июня 1942-го. Весной 1944-го фронт постепенно сокращался, наши войска готовились к главному удару по фашистам - освобождению Севастополя, для оккупации которого врагу потребовалось 7 месяцев. С ходу освобождение не получилось, но наши герои не сдавались. Кстати, 80 лет назад в этот день Отдельная Приморская армия стала частью 4-го Украинского фронта - в боях за город-герой, названный таковым спустя год, в первомайском 1945-го приказе верховного главнокомандующего, фронт, флот и авиация противостояли усиленным группировкам врага, но ничего не могло быть препятствием на пути к Победе. Меньше месяца, 25 дней, с 18 апреля по 12 мая, понадобилось советским войскам, чтобы разгромить врага в его последнем прибежище на мысе Херсонес. А освобождённая, спасённая уже часть Крыма возрождалась и поминала тех, кто стал жертвами фашистской оккупации… Помним!