Гарантировано, а дальше?

29 Февраль 2024 1425
У кондиционера тоже есть гарантия.
У кондиционера тоже есть гарантия. Фото Анны Кадниковой.

Каждый покупатель, особенно дорогостоящей вещи, рассчитывает, что служить она будет долго, а потому порой не обращает внимания на слова продавца о гарантийном сроке, не оформляет гарантийный талон. В редакции «Крымской правды» накопилось много вопросов от читателей, касающихся прав покупателей-потребителей при гарантии на товар. С некоторыми из них, с точки зрения Федерального закона «О защите прав потребителей», мы попробовали разобраться в минувшем выпуске рубрики, в этом продолжаем. Выясним, как считается гарантийный срок для бытовой химии; продлевается ли гарантия после ремонта; когда можно успеть вернуть технически сложные товары; сколько времени длится ремонт, и должен ли он быть бесплатным; на что распространяется гарантия - на вещь или на её детали.

Важные нюансы

Вначале напомним, что гарантийный срок, это время, в течение которого покупатель, обнаруживший недостатки или неисправность в товаре (впрочем, как и в выполненной работе или оказанной третьими лицами услуги), может обратиться к продавцу (изготовителю, мастеру) с требованием бесплатного устранения недостатков. Устанавливает гарантийный срок на товар только изготовитель, заранее обозначая и оговаривая в документах этот период. Стартует гарантийный срок (если другое не оговорено предварительно) с момента передачи товара (выполнения работы, оказания услуги). Однако правило применимо лишь тогда, когда есть подтверждение факта передачи (выполнения, оказания), к примеру, отметка в договоре о приёмке, печать в гарантийном талоне или кассовый (товарный) чек. Если этого нет, то гарантийный срок отсчитывается с даты изготовления товара (оказания услуги или выполнения работ). Также норма о гарантии с момента передачи не действует для продуктов, бытовой химии, косметики и лекарственных препаратов. В этом случае гарантия - это срок годности, отсчитывающийся только с даты производства, «годен до». Не действует «факт передачи» и когда время покупки не сов­падает с началом пользования вещью: сезонные одежда, обувь - с начала соответствующего календарного сезона; или товар, требующий доставки (в том числе, из интернет-магазинов) и установки - с их момента.

Кроме бесплатного и незамедлительного устранения недостатков товара, работы или услуги, покупатель может требовать и возмещения расходов на устранение недостатков самостоятельно или третьими лицами; замены товара на аналогичный или подобный (бесплатного изготовления аналога), с пересчётом стоимости; уменьшения цены (возврата разницы) соответственно недостатку; или же вовсе возврата денег при отказе от покупки (возможно, правда, не для всех товаров, к примеру, лекарства, нижнее бельё и книги вернуть нельзя). При проведении гарантийного ремонта, гарантия продлевается на период, в течение которого устранялись недостатки, к примеру, ремонтировали вещь месяц, значит этот месяц плюсуется к гарантийному сроку. Если товар был заменён - гарантийный срок начинается заново с момента получения новой вещи.

Спрашивали? Отвечаем

Поясните, пожалуйста, могу ли я в рамках гарантийного срока на игровую приставку (он установлен на два года, а куплена вещь месяц назад) просить заменить её на другую - покупали ребёнку на день рождения, но, оказалось, не ту выбрали, как он хотел. Чек и гарантийный талон есть.

Виктория.

Симферополь.

Увы, нет - ведь с момента покупки прошёл месяц. Даже в рамках гарантийного срока на вашу покупку нельзя требовать возврата или замены. Игровая приставка с цифровым блоком относится к технически сложным товарам, а для них особые требования в законодательстве прописаны (список относящихся к таким также существует, в нём, к примеру, кроме приставок, есть ещё транспортные средства, компьютеры, видеокамеры, часы). Отказаться от покупки, потребовав возврата денег, или же заменить такой товар на иной, с пересчётом стоимос­ти, можно только в течение 15 дней с момента получения. И только при обнаружении недостатков и неисправнос­тей. После истечения этого времени в рамках гарантийного срока для технически сложных товаров можно требовать от продавца (изготовителя) лишь незамедлительного и бесплатного устранения недостатков или возмещения расходов на их устранение самим потребителем (третьим лицом). Хотя, если были нарушены сроки ремонта (более 45 суток), товар нельзя использовать в течение каждого года гарантийного срока (в совокупности больше месяца) из-за частого устранения недостатков, или же недостаток был признан независимой комиссией существенным, можно потребовать и возврата товара. Но в вашем конкретном случае это не подходит - товар исправный, просто не подошёл.

Обратился по гарантийному ремонту кофеварки, но продавец отказывается делать его бесплатно, якобы, в договоре купли-продажи мы это не оговаривали, и вообще договор не заключали. У меня есть его штамп в гарантийном талоне и чек на покупку.

В. Л.

Симферопольский район.

Раз вы можете подтвердить факт покупки у конкретного продавца, то это значит, что вы уже заключали с ним договор купли-продажи, он может быть и в письменном виде, и при совершении определённого действия - передачи товара в обмен на деньги. Значит, продавец обязан выполнять требования потребителя, обнаружившего недостаток товара в рамках гарантийного срока, и безвозмездный ремонт к ним как раз и относится. Если отказывается ремонтировать бесплатно в рамках гарантийного срока, то нарушает положения статьи 16 закона
«О защите прав потребителей», согласно которым недействительными признаются условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными нормативно-правовыми актами России в сфере защиты прав потребителей. Вы можете за защитой своих прав обратиться в Рос­потребнадзор, прокуратуру или суд, правда, при этом необходимо будет подтвердить факт обращения к продавцу и его отказ выполнять ваши законные требования в рамках гарантийного срока товара.

Сколько времени товар может находиться у продавца на гарантийном ремонте, возможны ли какие-то санкции за задержку?

Татьяна В.

Симферополь.

Вообще, срок гарантийного ремонта оговаривается по соглашению сторон (обязательно фиксируется документально), если же этого не сделано, то стандартный срок - 14 дней. За каждый день задержки в устранении недостатков больше оговоренного срока покупатель имеет право требовать неустойку в размере 1% от стоимости товара. Если ремонт затягивается более чем на полтора месяца, то вы вправе требовать расторжения договора и возврата денег.

Поясните, пожалуйста, гарантийный срок устанавливается просто на товар, или на его составляющие тоже? У нас из строя вышла одна деталь в микроволновке, но продавец говорит, что гарантию конкретно на неё не давал.

Юлия.

Алупка.

Продавец не прав. Гарантия распространяется на весь товар в целости и на все его комплектующие и составляю­щие. Ведь из-за поломки одной детали вы не можете пользоваться всем прибором, а значит, это тот самый недостаток, который необходимо устранять в рамках гарантийного ремонта. Он, напомним, должен быть незамедлительным и бесплатным.

Ответы на другие вопросы читателей, касающиеся гарантий - в следующем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.