Всенародно любимый герой Лановой

26 Январь 2024 2332
В. Лановой у памятника его герою. Фото из открытого источника.
В. Лановой у памятника его герою. Фото из открытого источника.

В эти дни мы с особым чувством вспоминаем нашего выдающегося современника, явленного миру 16 января и ушедшего во внеземную запредельность 28 января 2021 года.

Не просто Артиста с большой буквы, с большой буквы - Человека. Талант которого проявился не только на сцене и экране, но и в литературе, и общественной деятельности.

Взметнувшиеся паруса любви и надежды в фильме 1961 года по роману Грина «Алые паруса» реяли над ним всю жизнь. Василий Лановой не стал заложником одной романтической роли. А романтиком был по жизни. Человеком гордым, но не гордящимся ни достижениями своими, ни любовью, которой окружали люди близкие и далёкие. Его считали своим не только те, кому посчастливилось говорить с ним, бывать на творческих встречах, но и те, в чьи дома входил своими героями. 

После выхода на экраны фильма «Офицеры», который смотрится с не меньшим волнением и интересом, чем в начале семидесятых прошлого века, и в наши, совсем иные дни, когда романтика не то чтобы ушла, но затуманилась в гламурным лоске. Тогда сотни мальчишек хотели быть похожими на его Ивана Варраву, даже те, кто не собирался связывать всю свою жизнь с армией. Сегодня молодые люди мирных профессий встали плечом к плечу с кадровыми военными, чтобы обуздать обнаглевшую вражью силу, ополчившуюся на Русь импортными танками, самолётами, дронами.

Вспоминаются слова Василия Семёновича о первой поистине звёздной роли артиста - созданном им образе Павки Корчагина. В те годы это было, когда из школьной программы «светлые» головы чиновников от образования удалили роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Решив, что в разгар пресловутой «перестройки» её идеологам понадобились другие герои для подражания - соответствующие замыслам горе-реформаторов. 

И услышала от собеседника, как всегда, слова откровенные и мудрые: «Каждому времени нужен свой Павка. В 41-м наши бойцы уходили на фронт с Корчагиным из фильма Марка Донского. Сыгравший его Виктор Перист-Петрено сразу же после съёмок ушёл на фронт. В середине семидесятых появился новый Павка. Володи Конкина. Он соответствовал своему времени. Это потом 70-е назовут эпохой застоя. А я помню счастливую студенческую романтику - строительные отряды, отправлявшиеся на каникулы на БАМ в подмогу специалистам. Дай Бог, чтобы дети и внуки идущих нам на смену поколений во что-то верили так пламенно, как мой Павка. Я с ним так сжился, что чувствовал в себе горящее сердце этого пришедшего к нам из легенды Данко, пожертвовавшего собой ради спасения своего народа. Мой Павка Корчагин в разных странах принимался, как настоящий герой. Им восхищались. А в Китае, где, как на всём Востоке, считают особенно важным воспитывать молодёжь на примерах готовности к самопожертвованию ради благородной цели, появился свой Павка - там сняли фильм по Островскому, на съёмки которого меня приглашали консультантом.

Мало кто знает, что в юности он собирался стать журналистом. Но и став студентом журфака МГУ, из театральной студии при Дворце культуры завода «ЗИЛ» не ушёл. И проучился всего 25 дней. Покинул стены престижного вуза, после того как пришедшая в студию выбирать исполнителей для фильма «Аттестат зрелости» режиссёр Татьяна Лукашевич, увидев его на сцене, безоговорочно заявила: «Вот этот мальчик должен у меня главную роль играть». И стала, по сути, его крёстной в кино. А он, начав сниматься, понял, что ничего другого, как играть, в кино ли, на сцене ли, делать не хочет.

За первой ролью вторая подоспела - в историческом фильме «Триста лет тому» о событиях национально-освободительной войны на Украине, когда крестьяне поднялись под руководством Богдана Хмельницкого на борьбу против польско-шляхетского господства. Картина вышла к юбилею Переяславской рады. 

«Роль у меня не главная была, но яркая, хотя о ней мало кто сейчас вспоминает, как и сам фильм, - посетовал Василий Семёнович в нашей беседе в его последний приезд на «Боспорские агоны» в 2019 году. - А он по нынешним временам очень даже поучительный. Когда войс-
ка коренного атамана Украины гетмана Потоцкого оказались сильнее, Хмельницкий стал искать союзников. К крымскому хану обратился, отправив к нему заложником сына. А нашёл поддержку у близких по крови людей - русских. Это и решило исход дела.


Василий Лановой в Керчи, на «Боспорских агонах». Фото Владимира Печёного.

 

 

Театр и кино шли параллельно с 1957 года. Предан был одной сцене - Вахтанговской. Его пытались «заполучить» многие театры, но соглашался в других быть только приглашённым актёром. Объясняя коротко: «В Театре Вахтангова я не служу, а живу - это мой дом».

И пусть перевесил актёрский талант, но литературный никуда не делся. В этом легко убедиться, прочитав книги «Счастливые встречи», и «Летят за днями дни», в которых не только отражена его жизнь, но запечатлены лица того времени, и оно само.

Мы знаем его и как блестящего исполнителя стихов Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Берггольц, известных современных поэтов. Его не просто вдохновенное и проникновенное чтение, а проживание того, о чём идёт речь, несравнимо ни с чьим. Он умел ценить своих современников, для избранных им становился другом, как для крымского поэта, исполнителя, актёра Константина Фролова, которого приглашал в свои программы, и они вместе выступали не только в Крыму, но и в других российских городах. На их совместном концерте «Спасибо за верность, потомки!» в зале Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра яблоку было негде упасть. Пожелание Ланового «испытывать замечательное чувство удивления Родиной - её красотой, мощью, природой, культурой, литературой. И пусть Богородица улыбнётся всем нам!» растроганные зрители слушали стоя. После выступления в марте 2019 года в актовом зале Никитского ботанического сада научные сотрудники преподнесли своему кумиру хризантему, назвав его именем роскошный крупно-
цветный вид новой селекции.

Василий Семёнович не просто говорил о своей любви к Крыму, а любовь эту проявлял. В том числе и участием в фестивалях, среди которых «Алые паруса Артека», Ялтинский международный телекинофорум и «Звёзды планеты». А также международный фестиваль античного искусства в Керчи «Боспорские агоны», и в память о нём, Почётном гражданине города-героя, в центре самого древнего российского города установлен бюст артисту, другу, оставшемуся навсегда примером честного служения Отечеству и профессии.

Всех выступлений Василия Ланового в разных городах, на кораблях ВМФ, в военных частях и училищах, в трудовых коллективах не перечислить. Они навсегда в памяти у всех, кому довелось их посетить.

Памятны и мне все наши встречи. В одну из первых, в самом начале нового века, на мой вопрос, что чувствует, о чём думает на крымской земле, ответил со свойственной ему прямотой: «О том думаю, что пора кончать с глупостью, которая отделила полуостров, его жителей от их матушки-России. Мечтаю о том времени, хочу в нём пожить, когда у нас наступит праздник обретения друг друга. Когда славяне снова станут едиными и неделимыми. Независимо от того, куда забросила судьба. Верю, что время это наступит. А любовь к Крыму - это в сердце каждого русского человека. Наша земля!».

Российский актёр с украинскими корнями, никогда не скрывавший своей позиции, не только поддержал, но и многое сделал для возвращения исконно русской земли в родное лоно Отечества, от которого неотторжима. И шесть с лишним лет всенародно любимый Человек и Актёр радовался этому и продолжал жить на «полную катушку», как весело говорил, наслаждаясь каждым днём, каждым выходом на сцену, каждой встречей со зрителями, которых считал своим главным богатством.

Любовь к Лановому также широка, как его неуёмная натура. Его 90-летие отмечает вся страна. Родина чтит своих героев, память о них - на века. Когда-нибудь о нас скажут: они жили в одно время с Лановым.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.