Есть гарантия

25 Январь 2024 1347
Чтобы не выбросить деньги, не забываем о гарантии на товар.
Чтобы не выбросить деньги, не забываем о гарантии на товар. Фото Анны Кадниковой.

Совершая покупки, мы искренне верим, что товар прослужит долго и, зачастую, даже не прислушиваемся к словам продавца о гарантии, забываем просить заполнить гарантийный талон, а потом вдруг сталкиваемся с проблемой, из-за того что не знаем своих прав и обязанностей продавца. В редакции накопилось немало вопросов об этом - «Крымская правда» попробовала разобраться в них с точки зрения Федерального закона «О защите прав потребителей». В этом выпуске рубрики выясним, чей, продавца или производителя, гарантийный срок (гарантия) важнее; с какого периода он вообще рассчитывается и сколько длится, если, желая сэкономить, зимние вещи покупаешь летом; что можно требовать от продавца (производителя, изготовителя) по гарантии; прекращается ли она после проведения гарантийного ремонта и как считается, если товар был заменён на аналогичный в рамках гарантийного срока.

С какого момента должен отсчитываться срок гарантии на товар? Мы купили сыну на праздник новый телефон (покупали в салоне, не через интернет), продавец сказал, что гарантия - три месяца, на упаковке телефона указана годовая гарантия. Начались незначительные проблемы, хотели отремонтировать, ведь срок ещё не истёк, обратились к продавцу, так выяснилось, что три месяца гарантии считается с даты производства телефона, а его, как указано на коробке, выпустили в январе 2023-го, то есть три месяца гарантийного срока, оказывается, давно закончились, ещё в апреле прошлого года, но купили-то мы вещь только в ноябре. Как нам быть?

А. К.

Симферополь.

Для начала знайте, что гарантийный срок, то есть время, в течение которого покупатель, обнаруживший недостатки или неисправность товара (выполненной работы или оказанной услуги), вправе обратиться к продавцу (изготовителю) с требованием устранения недочётов, должен устанавливать именно изготовитель, в документах к продаваемому обозначив. Продавец, при наличии установленного производителем гарантийного срока, может лишь установить свой дополнительный, увеличивающий производственный, а не снижающий его. Гарантийный срок от изготовителя - важнее, бесплатно устранять нарушения продавец (производитель) обязаны в его период. И только если изготовителем такой срок не установлен, продавец может установить свой, окончательный. Если у вашего телефона гарантийный срок производителем установлен год, то и предъявлять требования о гарантийных обязательствах можно в течение этого периода. Установленная продавцом трёхмесячная гарантия при наличии годовой от производителя - несущественна.

Что касается начала отсчёта гарантийного срока, то это определено законодательно: если иное не обусловлено договором между покупателем и продавцом (изготовителем), то гарантия стартует со дня передачи товара (выполнения работы, услуги) покупателю, то есть в вашем случае с телефоном годовая гарантия производителя должна отсчитываться продавцом с ноября прошлого года, с момента покупки. Правда, если есть подтверждение (чек, дата продажи проставлена в гарантийном талоне и так далее) факта покупки, если его нет, то тогда гарантия производителя отсчитывается с даты изготовления товара.

Кроме того, правило гарантийного срока с момента передачи товара не действует в отношении продуктов, косметики и бытовой химии - там гарантия называется сроком годности и отсчитывается только с даты изготовления продукции, определяется понятием «годен до». Также правило не распространяется на товар и случаи, если время покупки не совпадает с началом их использования. К примеру, относится это к сезонным вещам, одежде, обуви. Летние вещи многие покупают зимой и наоборот - не в сезон дешевле. Так вот гарантийный срок на такую покупку отсчитывается не с момента, когда вы отдали деньги и взяли обновку, а с начала соответствующего сезона. То есть, если вы летом купили зимние сапоги с полугодовой гарантией, её отсчет (можно, при обнаружении недостатков, требовать их устранения) начнётся только с начала официально определённого зимнего сезона. У нас на полуострове зимний сезон, с учётом местных климатических условий, официально (по соответствующим решениям местных властей) начинается с 1 декабря, весенний с 1 марта, летний - с 15 мая, осенний - с 15 октября. Ещё вариант, когда дата покупки не совпадает с началом гарантийного срока, - отсутствие возможности сразу использовать товар из-за зависящих от продавца обстоятельств (к примеру, если вы купили товар, требующий доставки и установки, подключения). В этом случае гарантия начинается с момента устранения продавцом таких обстоятельств (то есть доставки и подключения, к примеру, стиральной машинки). Когда дата этого забылась, то возможно отсчитывать гарантийный срок с момента заключения договора купли-продажи. Если же сроки заключения договора и момента получения покупателем товара не совпадают (к примеру, при покупке в интернет-магазине), то гарантийный срок отсчитывается с момента доставки товара потребителю.

* * *

Скажите, обязательно ли при поломке товара, находящегося на гарантии, требовать только его ремонта (и обязан ли я оплачивать за него, покупку каких-то деталей, доставку в сервис и обратно) или можно просто потребовать вернуть деньги?

Д. К.

Белогорск.

Прежде всего, за гарантийный ремонт товара (его доставку в сервис и обратно, покупку запчастей и прочего) вы, равно как и любой иной покупатель, не должны платить. Ведь товар находится на гарантии. Законодательством предусмотрено, что при обнаружении в течение гарантийного срока недостатков товара (если они изначально не были оговорены продавцом, как продажа уценённого из-за брака товара) покупатель вправе требовать именно безвозмездного, бесплатного и незамедлительного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление самим покупателем или третьим лицом. Кроме того, возможно требование о замене на товар этой же модели (марки, артикула) или на подобный, с перерасчётом стоимости; соразмерного обнаружившимся недостаткам уменьшения цены; или просто возврата денег при отказе от покупки. При обнаружении во время гарантии недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) можно требовать также бесплатного их устранения, соответствующего уменьшения стоимости или же бесплатного изготовления другой такой вещи из однородного материала или же бесплатного повторного выполнения работы.

* * *

Если вещь забрали на гарантийный ремонт, то гарантия после него прекращается или продолжается, срок её ведь не истёк?

Т. Б.

Симферополь.

Гарантия, при не истёкшем её сроке, продолжается и после проведения гарантийного ремонта. Но даже если срок этот был впритык, то он продлевается на весь период, в течение которого товар не использовался, находясь на гарантийном ремонте. Продление исчисляется с момента обращения к производителю (продавцу) с требованием устранить в рамках гарантии обнаруженные недостатки товара и оканчивается днём выдачи вещи из ремонта. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная сервисная организация) должен предоставить документ с подписью и печатью о дате обращения потребителя из-за необходимости гарантийного ремонта, дате передачи им товара для его проведения, дате устранения недостатков (с их описанием) и о дате выдачи товара потребителю по окончании гарантийного ремонта. Если же, обнаружив в гарантийный срок недостатки товара, вы потребовали его замены и продавец согласился, то гарантийный срок полностью начинает исчисляться заново с момента передачи вам
товара.

Ответы на иные вопросы о гарантийном сроке, требованиях при покупке сложнотехнических товаров - в следующем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.