Чудо дивное на Мосфильмовской

Крупнейшая киностудия России и Европы отмечает столетие

19 Январь 2024 1868
Знаменитая марка «Мосфильма» - разворачивающиеся к зрителю «Рабочий и колхозница» скульптора В. И. Мухиной. Фото РГАКФД.
Знаменитая марка «Мосфильма» - разворачивающиеся к зрителю «Рабочий и колхозница» скульптора В. И. Мухиной. Фото РГАКФД.

Крупнейшей в Европе киностудии «Мосфильм» - сто лет. Её днём рождения принято считать день выхода на экраны тиражом 20 копий первой «игровой фильмы» «На крыльях ввысь». Она была снята ещё в бывшем ателье Ханжонкова на Житной, переименованном в 1-ю фабрику Госкино. Режиссёром выступил директор ателье Борис Михин, и это был рассказ об инженере Глаголеве, который с сыном Борисом сконструировал новейший самолёт, и Борис на нём успешно бил беляков, рассказал корреспондент «Российской газеты».

Такой ракурс сразу определил репутацию студии как советской «фабрики грёз» - фильм опережал события: первые самолёты отечественного производства взлетели только на киноэкранах, а в реальности это случилось через год. Так был заложен главный принцип социалистического реализма - смотреть в будущее и готовить к нему сознание масс.

Значение «Мосфильма» исчерпывающе определил классик студии Александр Митта: есть «Мосфильм» - а потом уже всё остальное наше кино. Конечно, невозможно умалить роль «Ленфильма» как зачинателя всей нашей киноиндустрии, но и по количеству фильмов, и по устойчивости к общественным катаклизмам лидер - несомненно, «гигант на Потылихе», как именовали «Мосфильм». Одно только перечисление великих мастеров, снимавших и снимавшихся в его павильонах, заняло бы газетную полосу.

Здесь фактически рождалось кино как искусство: его основы закладывали Сергей Эйзенштейн и Лев Кулешов, создавая теорию кино и успешно опробуя её на практике. Здесь зарождались целые художественные направления от революционной романтики и экранизаций русской классики до взрывных «производственных драм» и первых наших мюзиклов; здесь были сосредоточены поиски в области самого трудного из жанров - комедии (от Григория Александрова и Ивана Пырьева до Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Леонида Гайдая и Владимира Меньшова). Здесь начался мировой социальный шторм, поднятый планетарным рейсом «Броненосца «Потёмкин», а трагедия «Ивана Грозного» обернулась трагедией для самого создателя великой эпопеи.

Режиссёр Сергей Соловьёв говорил об уникальности студии в сравнении с голливудскими мейджорами: «Если европейские и американские студии - это промышленное производство массовой культуры, то «Мосфильм» - народный промысел, штучное производство, самое ценное, что есть в мировом кино. Это, может быть, самая совершенная студия из всех, которые я знаю. Здесь плохо проявляли плохую плёнку, плохо считали деньги, но были вещи, которых больше нет нигде. Одна из самых дорогих картин - «Война и мир» - снималась ручными методами. Всё делалось вручную, вся пиротехника, каждая оборка на платье. И это всё чувствуется на экране! Уникальное мастерство - то, что называли: ручная работа, секрет утерян. Это на самом деле чудо дивное - «Мосфильм»!».

«Мосфильм» даёт мне такие возможности для создания картины, о каких я мог только мечтать», - признался Акира Куросава, сняв в СССР фильм «Дерсу Узала» и получив за него «Оскара».

После премьер на Каннском фестивале фильмов «Баллада о солдате» и «Летят журавли» наше кино стали считать образцом гуманизма в искусстве.

После распада СССР распались все киностудии страны. Кроме «Мосфильма». 

Валерий КИЧИН.