Что давит на покупательную способность рубля

4 Декабрь 2024 383
9 лет назад на условную тысячу рублей можно было купить куда больше продуктов.
9 лет назад на условную тысячу рублей можно было купить куда больше продуктов. Фото Александра КАДНИКОВА.

Когда мы выходим из супермаркета с пакетом продуктов, иногда накатывает лёгкая ностальгия. Вспоминаются времена, когда, потратив эту же сумму, можно было купить два пакета еды. Кто-то говорит, что во всём виновата инфляция, кто-то считает, что дело в курсе доллара, а кто-то сетует на санкции и дефицит собственного производства. Как ни странно, все они правы. Покупательная способность денег снизилась, и этому способствовало множество факторов.

Как вы уже догадались, покупательная способность денег (ПСД) - это показатель, определяющий, сколько товаров и услуг можно приобрести за определённую сумму. Он достаточно нагляден и понятен. Например, если вы сейчас можете купить на 100 рублей больше хлеба, чем 5 лет назад, значит, покупательная способность денег повысилась. Если меньше - то снизилась.

По этому показателю можно приблизительно оценить стабильность экономики, устойчивость национальной валюты и реальный размер инфляции. 

К слову, именно инфляция оказывает самое существенное влияние на покупательную способность денег. При этом сама инфляция также зависит от множества факторов. Один из них - дисбаланс спроса и предложения. Чем меньше на рынке товара, тем выше спрос на него. А чем выше спрос, тем больше покупатель готов заплатить за товар. Продавцы этим прекрасно пользуются, поэтому когда какой-то товар пропадает с полок магазинов, то цены на него сразу взлетают. В теории, после того как дефицит исчезнет (предложение вырастет, а спрос снизится), цена должна вернуться на исходное значение. Но на практике такого почти никогда не случается. Люди просто привыкают к новым ценам и покупают меньше товаров.

Подстёгивает инфляцию и рост цен на сырьё. Если из-за капризов погоды выдался неурожай хлопка, то производителям одежды придётся искать новых поставщиков и переплачивать за ткани. Это отразится на конечной стоимости одежды.

На рост цен могут влиять даже прибавки к зарплатам сотрудников, налоги и многое другое, поскольку производитель закладывает в итоговую стоимость все издержки. Иногда это приводит к замкнутому кругу, в котором компании повышают цены на продукцию, а сотрудники требуют повысить зарплату, чтобы поспевать за инфляцией и сохранять качест­во жизни на прежнем уровне. В итоге производителю снова приходится увеличивать стоимость товаров.

Активное печатание новых банкнот также подстёгивает инфляцию и снижает покупательную способность денег. Это происходит, из-за того что количество денег в обращении растёт, а объём товаров и услуг остаётся неизменным.

Изменение ключевой ставки также косвенно влияет на уровень инфляции. Когда Центральный банк увеличивает её, кредиты становятся дороже и люди меньше используют их для покупок. Спрос на товары падает и это сдерживает инф­ляцию. Если же Центробанк опускает ключевую ставку, то кредиты, наоборот, дешевеют, и это стимулирует покупательную активность.

Немалую роль играет и девальвация рубля. Если его курс падает, то импортные товары дорожают. Это как раз то, что мы можем сейчас наблюдать.

Влиять на инфляцию могут даже негативные прогнозы горе-экспертов. Стоит в социальных сетях разнестись новости о том, что никому не известный эксперт прогнозирует рост цен на условный кофе, как спустя месяц они действительно начинают повышаться. И дело вовсе не в росте закупочной стоимос­ти или неурожае кофе в Бразилии. А в том, что, прочитав пугающий прогноз, любители кофе начинают массово скупать его, пытаясь сделать себе запас. Спрос растёт, предложение падает (потому что запасы со складов смели испуганные кофеманы), цены повышаются.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.