Самый масштабный фильм об освобождении Мариуполя

23 Ноябрь 2024 3281
В онлайн-кинотеатрах вышла документальная тетралогия «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца». Фото предоставлено «Реалдок Продакшн».
В онлайн-кинотеатрах вышла документальная тетралогия «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца». Фото предоставлено «Реалдок Продакшн».

В онлайн-кинотеатрах Wink, Kion, Kinodrom 22 ноября вышла документальная тетралогия «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца». Это первый документальный фильм про СВО на отечественных онлайн-платформах, рассказал корреспондент «Российской газеты».

В центре повествования - батальон «Сомали», который в марте 2022 года в составе основных сил отправляется на штурм хорошо укреплённого Мариуполя, задача штурмовиков максимально сложная - обеспечить возможность наступления Вооружённых Сил России.

Съёмочная группа фильма во главе с режиссёром Максимом Фадеевым идёт со штурмовиками в самое пекло. На расстоянии ближнего боя камеры фиксируют прорыв к центру (об этом в первом фильме), операцию по спасению пропавших во время штурма больницы товарищей (второй фильм), заход одной из групп батальона в тыл ВСУ через минное поле и последовавший за этим выход к Азовскому морю, что позволило отрезать противника от подкреплений (третий фильм). И наконец, четвёртая часть фильма - о том, что происходило на подступах к «Азовстали».

«Это фильм-погружение, фильм-переживание и фильм-памятник одновременно. Или как говорит наш композитор Александр Осипов: «Макро­съёмка человеческих жизней, которая в новостных лентах обозначается стрелками на картах и общими статистичес­кими данными», - говорит продюсер и второй оператор фильма Сергей Белоус.

Тетралогия «У края безд­ны» готовилась семь долгих лет. История фильма началась с 2017 года, когда Белоус и Фадеев снимали кадры времён «минских соглашений». Перемирие было лишь на бумаге - киевский режим нарушал его регулярно, а «пожарной» командой на самых горячих участках донбасского фронта как раз выступал отдельный штурмовой батальон «Сомали». Снятые тогда кадры вошли в масштабный докпроект, благодаря чему мы видим перед собой не железных терминаторов, а людей со своей судьбой, со своим прошлым, со своими мечтами и надеждами.

Увы, не все герои дойдут до конца фильма живыми. А весть о смерти главного героя фильма - штурмовика Ромы «Воробья» - пришла во время итогового монтажа картины. Но так называемую черновую сборку «Воробей» всё же успел посмотреть и прислал режиссёру сообщение, в котором были такие слова: «Если останемся живы, самое главное будет - показать миру, что такое война, никогда не дать забыть про подвиги обычных парнишек со двора и не допус­тить таких же жертв в других городах».

«Известие о кончине Ромы вырубило Макса из процесса монтажа на пару месяцев, - говорит продюсер ленты. - Так же сложно было работать и композитору, и даже колористу: материал потрясал до глубин. Приходилось брать не раз «передышку».

Но всё же они довели фильм до конца. И добились проката в онлайн-кинотеатрах. Все четыре части картины появятся в онлайн-кинотеатрах не одновременно, между ними будет недельная разница. Наверное, это правильно. Потому что зрителю при просмотре столь честного кино тоже будет нужна «передышка».

- Война в Донбассе началась в моём родном Славянске в далёком мае 2014 года и тогда казалась абсолютно немыслимой, - рассказал режиссёр Максим Фадеев. - Постепенно мы полностью свыклись с ней. Эта страшная и странная война вросла в нашу жизнь со всей своей жестокостью, хаосом и безумием… Война и Донбасс стали синонимами. Все восемь лет я вёл хронику трагических событий, считая это своим гражданским долгом. Я наивно думал, что можно остановить расползающийся вокруг ужас, просто показав людям, как по-настоящему выглядит эта жестокая реальность. Фронтовые дороги сводили меня с удивительными людьми, которых я вряд ли повстречал бы в обычной, мирной жизни. 

Кстати

Фильм «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца» снят исключительно на народные средства.


Максим ВАСЮНОВ.