Два корабля из 7-го

9 Ноябрь 2024 1106
Довоенная «Армения» курсировала между Крымом и Кавказом - круизное судно.
Довоенная «Армения» курсировала между Крымом и Кавказом - круизное судно. Фото из открытого источника.

Из памятной для страны даты, 7 ноября, дня (по новому стилю) смены эпох и территории - Великая Октябрьская социалистическая революция, положила конец Российской империи и дала начало Советской России, Советскому Союзу. Первый корабль, крейсер «Аврора», чей залп в Петрограде и дал «отмашку», как говорили большевики, великому перевороту. Мы вспоминали о нём в дату, в минувшем выпуске рубрики: уже не знаем, были ли среди сотен его моряков связанные с Крымом, наверное, да, но точно знаем, что залп и наш полуостров, тогда Таврическую губернию, всколыхнул революцией, Гражданской войной… Но был ещё один известный крымский корабль, связанный с 7 ноября, уже нашего стиля датой, и тоже войной, Великой Отечественной, погибший - санитарный транспорт «Армения», тысячи жизней унёсший враз в 24-ю годовщину революции в 1941-м. Фашисты потопили неподалёку от Ялты. Затонул за 4 минуты, почти на 79 лет став «пропавшим без вести», без точного места гибели. Вспомним.

Крылатая месть

В мировой истории кораблекрушений 7 ноября отмечено минимум дважды: «Арменией» и сильнейшим штормом в США и Канаде, на Великих озёрах, в 1913-м, когда несколько сотен человек погибло и 12 кораблей. У нас в 1941-м один корабль и до 10 тысяч человек погибших, не природным вмешательством - рукотворным, гитлеровцы постарались. Возможно, так они мстили за невозможность прорваться их самолётам в небо над Москвой, где несколькими часами ранее состоялся военный парад в честь годовщины революции.

Тот парад, с 8 утра, в Мос­кве (были ещё в Куйбышеве (Самаре) и Воронеже, куда эвакуировались вначале многие организации и предприятия) принимал Семён Будённый, а верховный главнокомандующий Иосиф Сталин произнёс: «Ведём войну освободительную, справедливую. Пусть в этой войне вдохновляет мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит непобедимое знамя великого Ленина! Да здравствует наша славная Родина, её свобода, её независимость! Вперёд, к победе!». Символично, что через три года, 7 ноября 1944-го, появился приказ верховного: «27-ю годовщину Октябрьской революции мы празднуем в обстановке решающих побед Красной Армии над врагами нашей Отчизны. Героическими усилиями Красной Армии и советского народа наша земля очищена от немецко-фашистских захватчиков... Советская государственная граница, вероломно нарушенная гитлеровскими полчищами 22 июня 1941 года, восстановлена на всем протяжении от Чёрного до Баренцева моря». Но в 1941-м до этого было ещё далеко, враг занял многие территории, рвался к Москве… И на первом параде, предвестнике Победы, над Кремлём мерцали рубиновым светом звёзды, с которых сняли военную маскировку, по Красной площади в полном походном снаряжении (потом - на фронт) шагали с развёрнутыми знамёнами курсанты военных училищ, моряки 1-го Московского отдельного отряда, войска НКВД, дивизия особого назначения имени Феликса Дзержинского, батальоны военного совета, 322-я Ивановская и 2-я Московская стрелковые дивизии, полк противовоздушной обороны и сводный стрелково-пулемётный, батальоны народного ополчения московских тружеников, конница, военные медики, артиллеристы, танкисты. Трансляция парада, голос диктора Юрия Левитана, - на весь мир, когда в Берлине Адольф Гитлер услышал выступление заклятых врагов, был взбешён, по тревоге поднята вся авиация группы «Центр», но прорваться в Москву им не удалось.

Быть может, и отыгрались другие фашистские бомбардировщики над Советской страной, не щадя ни детей, ни взрослых на суше, не обращая внимания, что в Чёрном море отбомбились над кораблём с заметными красными крестами на борту - санитарным транспортом.

Всего 4 минуты

Место гибели сантранспорта «Армения» точно установили лишь в 2020-м, помогла современнейшая техника Министерства обороны страны и Русского географического общества, и судовой колокол-рында, обнаруженный ею на палубе, словно специально упавший надписью вперёд - «Армения». Теперь это подводный мемориал, к которому ежегодно, в памятные даты, опускают венки, панихиды по павшим служатся в крымских храмах. В Ялте, на набережной, у стен Часовни Новомучеников и Исповедников Российских появился кентоаф (могила без захоронения), над ним - точная копия судового колокола «Армении», сделанная мастерами московского Даниловского монастыря. А оригинальная рында, почти 30-килограммовая, стала частью Ялтинского историко-литературного музея, сотрудница которого Наталья Гурьянова десятилетия назад начала восстанавливать по крупицам имена тех, кто вышел на теплоходе в последний рейс. Колокол - единственное, что подняли с почти 1500-метровой глубины, где покоится «Армения» с пассажирами, больше поднимать ничего нельзя - это мемориал, память, огромная братская могила.


Рында корабля - всё, что можно поднять со дна. Фото из открытого источника.

 

 

 

«Армения»- один из шести почтово-пассажирских теплоходов на довоенной линии Крым - Кавказ, ещё - «Аджария», «Крым», «Абхазия», «Грузия», «Украина». Все в Великую Отечественную стали санитарными транспортами, вместе с экипажами спасли десятки тысяч людей на линии эвакуации-обороны. Сами погибли, все, лишь «Крым», подорвавшийся на мине у мели, смогли восстановить потом, а вот людей - нет. Сантранспортом «Армения» командовал Владимир Плаушевский, с сентября 1941-го только из осаждённой Одессы за 15 рейсов вывезли около 20 тысяч раненых. С конца октября служба в Севастополе, привозили подкрепление и боеприпасы, а забирали эвакуированных и раненых - плавучий госпиталь, возглавляемый Петром Дмит­риевским, с операционной, перевязочными, 9 врачами, 29 медсёстрами и 75 санитарами. В тот, оказавшийся последним, рейс в ночь на 6 ноября, кроме раненых и эвакуированных из Севастополя и Ялты, которых должны были доставить в Туапсе, получили странный приказ взять на борт персонал и раненых из Севастопольского госпиталя, 2-го военно-морского, Николаевского базового, госпиталя Ялтинского санатория, часть медиков Приморской и 51-й армий, уже около пяти тысяч человек. Вечером, по темноте, вышли на Ялту, но внезапно получили ещё один странный приказ: забрать некий груз в Балаклаве. В итоге на Южнобережье оказались в 2 часа ночи, 7 ноября, на борт вновь хлынули тысячи мечтавших об эвакуации - враг был на окраинах Ялты. Тогда попасть на «Армению» удалось не всем, трагедией считали, а оказалось - спасением. Днём таким судам в море находиться было нельзя, но экипаж рискнул попробовать уйти, ведь останься до следующего вечера - фашисты просто расстреляют судно и пассажиров прямо в порту…

Вначале всё удавалось, два сторожевых катера сопровождали, воздушная поддержка была обещана, почти на 30 километ­ров (15 морских миль) успели отойти от Ялты, когда засекли врага, даже шлюпки успели спустить для эвакуации, кто-то просто за борт прыгал, спасаясь в ледяной воде… Германские бомбардировщики накрыли корабль в 11 часов 25 минут, через 4 минуты он затонул на глубине около полутора километров. Поисковики, сумевшие спецоборудованием обнаружить корабль в 2020-м, увидели, что не расколот, стоит он ровным килем, будто опус­тился отдох­нуть перед новым рейсом, только вот ходовой мостик откинут на десятки мет­ров, да надстройки и палубы словно вывернуты взрывом, часть иллюминаторов вдавлена внутрь, пассажиры могли лишь вдохнуть… И лишь некоторые имена - Алексей (Арон) Бобович (Софер-Бобович), Раиса Леви, Евгения (Ева) Максимаджи, Николай Моисеенко, Николай Молоканов, Павел Кулинич, Мария Новикова, Елизавета Гришакова, Мария Недашко, Варвара Колпакова, Айзек Прагер, Ольга Христенко-Комаренко, Ольга Кулешова, Иван Гурин, Николай Лаганбашев, Полина Попова, Ева, Исидор и Анатолий Бабель, Зиновий Ленько, Соломон Михайкин, Николай Скородумов, Ольга Воронина... Единицы из тысяч - огромная братская. Светлая память погибшим! Помним, земляки!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.