Покупатель обычно прав

Вчера в 23:53 141
О правах и обязанностях надо помнить и в магазине.
О правах и обязанностях надо помнить и в магазине. Фото Александра КАДНИКОВА.

Обязан ли продавец возвращать деньги за скидочный купон; как быть, если не выдают сдачу и предлагают самим искать размен; можно ли продавать продукты с истекающим сроком годности, делая на них скидку, - ответы на эти и иные вопросы читателей нашла «Крымская правда».

О сдаче и скидках

Мне постоянно в магазине недодают сдачу, вплоть до нескольких рублей, постоянно ссылаются на отсутствие мелочи. Предлагают даже самой идти менять деньги и давать под расчёт, но разве это правильно, должны ли давать сдачу полностью?

Т. З.

Евпатория.

Полностью сдачу в магазине, на рынке и так далее при покупке товаров или услуг давать обязаны полностью. За невыдачу полной сдачи преду­смотрена ответственность по нормам Кодекса об админист­ративных правонарушениях, это обман потребителя, штраф от трёх до пятидесяти тысяч рублей, в зависимости от правового статуса продавца, гражданина, должностного или юридического лица. Отсутствие разменных монет - это не ваша проблема как покупателя, это обязанность и забота продавца их обеспечивать. Если вам не выдали сдачу полностью, сославшись на отсутствие мелочи, то надо оставить запись об этом в Книге отзывов и предложений, которая обязательно должна быть в торговой точке.

Если же вам, покупателю, предлагают самим разменивать деньги, то это продавец нарушает уже положения «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети. Запрещается требовать от покупателя самостоятельного размена денег или предлагать ему вместо сдачи деньгами какие-то товары. Разменять деньги и предоставить покупателю полную сдачу обязан именно кассир или продавец. Иначе получается, что он просто отказывается от продажи товара, нарушая права потребителя. Правда, ответственность за это всё же не предусмотрена, понудить продавца заключить с покупателем договор купли-продажи может только суд. Но в любом случае именно покупатель определяет, где ему в дальнейшем покупать товары, если не устроил этот магазин, можно или в иной пойти, или действительно заранее деньги под расчёт приготовить, картой платить.

Почему в магазинах иногда продают со скидкой продукты с истекающим сроком годности, это ведь небезопасно. И есть ли вообще какие-то правила продажи для уценённых товаров или распродаж.

Ю. С.

Симферополь.

Эти правила прописаны в постановлении правительства страны «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров». К примеру, продукты, товары бытовой химии, косметика, лекарства, на которые установлен срок годности, даже со скидкой можно продавать только так, чтобы купивший смог их использовать до окончания срока годности, то есть хотя бы за неделю, несколько дней до окончания срока. При этом, если покупатель купил-таки товары со скидкой (это можно подтвердить), но не использовал до срока, то ответственность за просрочку и последствия магазин не несёт - предупреждал и продал в пределах срока годности. Если это какой-то бытовой товар, что уже был в употреблении (продажа в комиссионном магазине, допустим) или у товара есть (устранялись) недостатки, то продавец должен предупреждать об этом потенциального покупателя, даже учитывая скидки на товар. На ярлыке, на чеке, в гарантийном талоне продавцом указывается недостаток и причина уценки, заверяется всё подписью и печатью магазина.

Впрочем скидки на товар могут быть не только из-за дефекта или истекающего срока годности, но и просто по желанию продавца, к примеру, залежалый товар или старая модель, коллекция, тогда на ценнике указывается не просто стоимость со скидкой, но и обязательно старая цена, без скидки. Если этого нет, то покупатель вправе требовать документы, на которых указана старая стоимость вещи или же требовать на сумму, указанную на ценнике, предоставить обещанную заманчивой рекламой скидку, неаргументированные слова «это уже со скидкой», не проходят. Правда - на стороне покупателя, стоимость до скидки он обязан знать и видеть.

О возврате и доставке

Писали, что продавец обязан вернуть деньги за подарочный сертификат, если я им не собираюсь пользоваться, но мне в возращении денег отказали. Правда, на самом деле, я не покупал этот сертификат - его выдали жене после покупок в одном супермаркете: сертификат на посещение детского центра на сумму тысяча рублей или же по нему скидка на эту же сумму в детском магазине. Получается, что мне должны были вернуть две тысячи за этот подарочный сертификат, а ничего не дали, и что с ним делать - нам он не нужен, детей нет ещё.

В. К.

Симферополь.

По данному подарочному сертификату возвращать вам никто ничего не должен. Вы его не приобретали, не вносили сумму предоплаты, чтобы потом товар (услуга) были переданы предъявителю. И подтвердить факт покупки такого сертификата вам нечем, его просто выдали бесплатно, в рамках рекламной акции. Это просто купон на скидку при посещении игрового центра или детского магазина. Возврат сумм и процентов, указанных в нём, не предусмотрен. Вы можете просто передарить этот купон или выкинуть за ненадобностью.

Должен ли продавец продать товар по стоимости, что указана на ценнике на полке, с той, что в итоге пробили на кассе, разница почти в сотню, но заметила только дома.

Ж. Ч.

Симферополь.

Должен. Даже если вы заметили разницу с оговорённой ценой и указанной в чеке уже после оплаты на кассе, то магазин обязан вернуть разницу. Также у покупателя есть возможность вообще отказаться от покупки и потребовать возврата денег. Но учтите, что придётся доказать более высокую стоимость, указанную на ценнике, сделать это может быть трудно, ведь поменять его продавец тоже может. Дело в том, что по нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан своевременно и доступно довести до потребителя нужную и правильную информацию о товаре, в том числе и о стоимос­ти. Есть в законодательстве и понятие оферта - предложение с зафиксированными условиями приобретения товаров (услуг). А ценник в магазине является публичной офертой, продать товар продавец обязан именно по указанной на нём стоимости и требовать это - право покупателя.

Может ли продавец из интернет-магазина задерживать доставку уже оплаченного товара?

К. З.

Симферополь.

Не должен, и оплаченный, и неоплаченный товар обязан быть доставлен в оговорённые сроки. При покупке в интернет-магазине действуют правила, установленные правительством, о том, что договор розничной купли-продажи заключён с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, который положен в корзину и нажата кнопка «оформить». А уже тем более, если указано, что требование выполнено, и товар уже оплачен. Продавец после этого не может расторгнуть договор в одностороннем порядке или не исполнять его, задерживая обещанную доставку. Нормами закона «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность продавца передать товар в оговорённые договором сроки. Если товар оплачен, а доставка затягивается по вине продавца, то покупатель может требовать выплату неустойки - 0,5% от суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки. Также можно требовать возврата оплаченной суммы, расторжения договора, возмещения убытков или же доставки в новый оговорённый срок. Причём, если отказывается добровольно, то требовать можно через суд.

Ответы на иные вопросы читателей о правах потребителей - в следующем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.