Ложь на выдумку хитра

Сегодня в 01:19 115
Если до появления дипфейков достаточно было не верить ушам своим, то теперь придётся ставить под сомнение и увиденное глазами.
Если до появления дипфейков достаточно было не верить ушам своим, то теперь придётся ставить под сомнение и увиденное глазами. Фото Александра КАДНИКОВА.

Чем больше люди узнают о преступных схемах мошенников, тем сложнее их обмануть. Но аферисты не из тех, кто опускает руки. Каждый раз, когда СМИ разоблачают их уловку, они придумывают новую, ещё более изощрённую. Теперь обманывая граждан, они не только адаптируют для них свою «историю», но и меняют свои лица с помощью технологии дипфейк.

Персональный обман

О том, что мошенники стали персонализировать свои схемы, сообщил журналистам старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Ольга Свистунова. Если раньше они создавали группы в социальный сетях и просили жертв проголосовать в «детском конкурсе рисунков», то теперь они внимательно изу­чают профиль жертвы и делают тематические Telegram-чаты.

«Сегодня фишеры могут использовать украденные ранее аккаунты пользователей и информацию из них, чтобы якобы от их имени создавать «тематические» группы, где людей будут просить проголосовать за конкретного человека, например в профессиональном конкурсе», - сказала Свистунова.

По словам эксперта, злоумышленники используют «персонифицированный подход», чтобы не вызывать подозрений у потенциальных жертв. Для большей убедительности мошенники добавляют в чаты ботов, аккаунты которых сложно отличить от профилей реальных пользователей. Боты могут писать в группу, что якобы уже проголосовали по ссылке - это делается для того, чтобы снизить бдительность потенциальных жертв и создать эффект большого количество участников в группе.

«Например, если человек, чей аккаунт был украден и использован для легенды, работает в сфере маркетинга (это мошенники могут понять, например, по его перепискам), то и фальшивый конкурс, в котором он якобы участвует, будет посвящён этой теме. Например, добавленных в группу людей от имени украденного аккаунта попросят проголосовать в конкурсе «Эксперт по маркетингу». Для этого попросят перейти по ссылке (на самом деле фишинговой) и авторизоваться в Telegram. Часто эту необходимость объясняют борьбой с накруткой голосов», - объяснила Свис­тунова журналистам РИА Новостей.

Дальше злоумышленники могут использовать данные по-разному: например, в других мошеннических схемах, в рамках телефонного мошенничества, для шантажа, украденные аккаунты могут продавать в даркнете, рассказала аналитик.

Эксперт советует пользователям внимательнее относиться к своим аккаунтам в мессенджерах, потому что в них хранится много личной, конфиденциальной информации. Если мошенник получит доступ к профилю, он сможет изучить переписки, выяснить, с кем жертва общалась чаще всего, а также перенять манеру общения. 

Как две капли воды

Этой осенью россиян ожидает крупная волна мошеннических атак с использованием технологии дипфейк, об этом журналистам рассказали в пресс-службе РАНХиГС со ссылкой на экспертов.

Причины, которыми обу­словлен прогноз, носят как технологический, так и политический характер, отметил заведующий лабораторией Геннадий Слышкин.

«Во-первых, программы, при помощи которых формируется дипфейк, стали достаточно простыми в использовании, поэтому нет нужды в долгом обучении сотрудников кол-центров. Во-вторых, украинский режим оказался в ситуации финансового кризиса и идео­логической агонии, а поступления от мошенничества - это и хорошая денежная «подпитка», и возможность поддержать моральный настрой собственного населения за счёт неприятностей россиян», - объяснил эксперт.

В настоящий момент мошенники используют в своих схемах статусных и медийных персон. Один из примеров - августовские обзвоны от лица мэра Москвы.

«В ближайшее время эта схема станет применяться массово. Россиянам по видео­связи будут звонить их «непосредственные руководители» или «близкие родственники» с просьбой перевести деньги или дать доступ к «Госуслугам», - рассказала эксперт лаборатории, модератор проекта «Антимошенник» Ирина Смирнова.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.