Новый вид мошенничества
Как не попасться на удочку злоумышленников?
Технологии неустанно шагают вперёд, а с ними развиваются и совершенствуются мошеннические схемы. Злоумышленники выдают себя за руководителей, связываясь с подчинёнными через мессенджеры, звонят от имени сотрудников полиции или другого ведомственного органа, представляются сотрудниками банков. В итоге жертвы самостоятельно дают доступ к счетам. Но и это ещё не всё. Теперь злоумышленники пошли ещё дальше и стали использовать новый инструмент обмана - дипфейк-технологии. Что это такое и как защитить себя и свои средства, выясняла «Крымская правда».
Мошенники и нейросети
В ЦБ РФ сообщили о новой мошеннической схеме: с помощью нейросети злоумышленники создают реалистичное видеоизображение человека. Дальше схема следующая: сгенерированный образ рассылают родным или друзьям через мессенджеры или социальные сети.
«В коротком фальшивом видеоролике виртуальный герой, голос которого сложно отличить от голоса прототипа, рассказывает якобы о своей проблеме - болезнь, ДТП, увольнение, и просит перевести деньги на определённый счёт», - разъяснили схему обмана в ЦБ РФ.
Но могут создать дипфейк не только родственников, но и работодателей, сотрудников госорганов, известных личностей и так далее. Как они это делают? Всё просто: чтобы создать цифровую копию конкретного человека, мошенники используют фото и видео, а также запись голоса. Получают они это в основном путём взлома аккаунта в социальных сетях или мессенджерах.
Защита - главное оружие
Защитить себя в этом вопросе можно, если соблюдать несколько простых правил. Первое и, пожалуй, главное правило - проявлять осторожность при получении от своего знакомого голосового или видеосообщения с просьбой о финансовой помощи. Помните, что его аккаунтом могли завладеть злоумышленники. Более того, страница может быть ненастоящая - мошенники могут создать поддельную страницу, которую сложно отличить - имя и фото человека соответствует. Правило номер два - не спешите переводить деньги, для начала позвоните тому, от чьего имени поступило сообщение и перепроверьте информацию.
Вот несколько деталей, по которым можно понять, что аудио- или видеосообщение поддельное: шум - вас должно насторожить плохое качество звука, «цикличный» шум, одинаковые звуковые эффекты. Например, лай собаки, отъезжающая машина или порыв ветра. Второй момент, на который стоит обратить внимание, - интонации. Неестественная монотонность голоса, повторяющиеся всхлипывания. Ещё одна деталь, по которой можно понять, что видео сгенерировано мошенниками - произношение. Неразборчивая речь или акцент зачастую может возникнуть при обработке голоса с помощью нейросети. Стиль речи и речевые ошибки - на это тоже стоит обратить внимание. Пока мошенники озабочены лишь звукоподражанием, даже отсутствие слов-паразитов, характерных для конкретного человека, может указывать на дипфейк.
На страже пенсии!
Ещё одна популярная схема, которая в последнее время получила широкое распространение, - звонок из Социального фонда России. Злоумышленники представляются работниками соцфонда и сообщают, что размер текущей пенсии можно существенно увеличить, будто бы обнаружен какой-то неучтённый стаж.
«Тех, кто поверил аферистам, приглашают якобы на консультацию в многофункциональный центр или отделение СФР для решения вопроса», - уточнили в ЦБ РФ.
Интересно отметить, что мошенники называют настоящие адреса центров и отделений, находящихся в городе, где вы проживаете. Конечно, это усыпляет бдительность. Дальше сценарий такой: «для записи на приём» вы должны предоставить данные паспорта, СНИЛС, ИНН и назвать код из смс-сообщения. Благодаря этим данным мошенники заполучают доступ к учётной записи на портале Госуслуг, где беспрепятственно могут оформить кредиты или займы.
Важно помнить, что нельзя никому называть свои персональные данные, пин-коды, коды из смс. Ни сотрудники банков, ни сотрудники других организаций не будут требовать этого от вас по телефону.
И ещё пара правил
Соблюдая их, вы сможете обезопасить себя от мошеннических действий. Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и её владельца, трёхзначный код с обратной стороны или смс-код. Не публикуйте её в соцсетях, на форумах и каких-либо сайтах, а также не храните данные карт и пин-коды на компьютере или в смартфоне.
Если с неизвестного номера вам позвонил сотрудник банка, правоохранительных органов или другой организации с сомнительным предложением или запугиванием и требованием быстрых действий с финансами, немедленно прекратите разговор и положите трубку.
Совершайте покупки в интернете только на проверенных сайтах, а лучше - заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте её ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. Например, крупнейший банк полуострова предлагает для этих целей очень удобный инструмент - виртуальная карта. Это бесплатная дебетовая карта, которой можно оплатить и доставку продуктов, и новое платье, и ЖКХ без дополнительных комиссий и переплат. Тот же 16-значный номер, та же дата окончания действия и те же 3 цифры на обратной стороне карты. Только существует она без физического пластика, но её вполне можно увидеть - в интернет-банке или мобильном приложении.
Если вы стали жертвой финансового мошенничества, то немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или «личного кабинета» на сайте банка.
Наталья АЛЕКСАНДРОВА.