Добровести разных лет

12 Август 2024 1279
Успехи Красной Армии ободряли в войну.
Успехи Красной Армии ободряли в войну. Фото автора.

«Мы творим мир своими мыслями», гласит буддийская пословица. И тогда, в Великую Отечественную, у большинства советских людей, настоящих патриотов, и на фронте, и в тылу, и в оккупации, мысли были схожие: выстоять, сломить врага, победить. И этими мыслями наше старшее поколение творило мир. А помогали в том - добровести, в сообщениях о прорыве фронтов, в боевых операциях партизан и подпольщиков, в работе тружеников тыла, в несмелых улыбках выживавших в оккупации. В борьбе! Мы продолжаем перелистывать архивные страницы газеты, вспоминая-узнавая, какие добровести в трудные годы войны крепили веру, дарили надежду, берегли любовь и помогали мудростью. 1944 год стал годом спасения Крыма.

Правде верны

Так повелось в нашей редакции с далёкого 1918-го, когда появилась «Таврическая правда». «Как в зеркале отображать жизнь Крымского полуострова», быть верными истине и читателям завещали всем последующим газетчикам первые - редакционная коллегия, они же корреспонденты, - Наталья Александрова, Орион Алексакис, Владимир Басенко, Юрий Гавен, Владислав Кобылянский, Антон Слуцкий, Дмитрий Ульянов, Виктор Шаталов и Георгий Яковенко. Верны были в 1919-м и создатели «Таврического (Крымского) коммуниста» Семёна Мирного, и «Красного Крыма» с 1920-го - вначале Юрия Гавена, Матвея Мартолина, Павла Новицкого, Дмитрия Ульянова и Якова Френкеля. И в годы Великой Отечественной, когда «Красный Крым» не прекращал ни на день выход, донося правду о событиях на фронте, в оккупации, в тылу. Редактором тогда был Евгений Степанов, а когда он стал комиссаром партизанской бригады, то номера в эвакуации в печать готовил Абрам Райчук. Настоящий боевой путь, под бомбёжками и обстрелами, прошла тогда газета: 1941-й Симферополь, 1941-1942-й Севастополь, Керчь, 1942-1944-й Сочи, с 13 апреля 1944-го Симферополь. В годы оккупации полуострова номера, правда, не так часто, как хотелось бы, доставляли в лесные партизанские отряды наши смелые лётчики, а от партизан газета через связных оказывалась у подпольщиков в населённых пунктах, чтобы листовками возникнуть на зданиях. Впрочем, и на полуострове тогда выходили советские патриотические газеты, которые выпускали наши коллеги, ушедшие в партизанские отряды и подпольные группы. «Крымский партизан», увы, погибших Георгия Кокушинского и Ефима Певзнера из Бахчисарайского отряда. «Крымская правда» Михаила Соханя и фронтовика Андрея Казанцева, сначала подпольщиков Южнобережья, потом партизан из 10-го Ялтинского отряда. «За Советский Крым» Евгения Степанова, Эммануи­ла Грабовецкого, Всеволода (Сергея) Лаганбашева и, увы, погибшего Александра Стогния из 1-й бригады Северного соединения. Они тоже были верны правде и читателям.

С 1952-го, когда редактором был Михаил Курьянов, наша газета называется уже «Крымская правда», и принципы, заложенные в далёком 1918-м, защищённые и выстраданные в трудные годы Гражданской и Великой Оте­чественной, остаются для всех поколений газетчиков неизменными. «Всестороннее отражение» событий, правдивость публикаций, верность читателям и единству. Мы помним, что многие наши коллеги жизнями за это заплатили, помним их, стараемся не подводить. А ещё, как и они, стараемся хоть иногда публиковать добровести, помогающие выстоять, поддерживающие, ведущие. Тогда, в войну, с 1943-го, с нашего первого парада Победы в Сталинграде, с Курской битвы и сражения под Прохоровкой, добровестей стало больше - мы наступали, уверенно и мощно, освобождая мир от фашизма. И год 1944-й, 80 лет назад, рассказ о котором мы начали в предыдущих выпусках рубрики (4 мая и 8 июня), стал победным для нашего полуострова, оккупация окончилась освобождением, благодаря мужеству народа.

«Возрождается жизнь»

Как тревожно и радостно крымчанам было читать эти строки: «Возрождается жизнь в освобожденной от немцев советской деревне». «Доблестная Красная Армия уже освободила от немецких захватчиков более двух третей ранее оккупированной ими территории. Скоро вся советская земля будет очищена от немецко-фашистских погромщиков.<>возродить былое богатство освобождённых областей, полностью ликвидировать в них последствия разбойничьего немецкого хозяйничанья - «Это, как сказал Иосиф Сталин, большая общенародная задача. Мы можем и должны решить эту трудную задачу в короткий срок». Тыл помогал освобождённым землям материалом, в том числе посевным, рабочей силой. Полуостров помогать ещё не мог: на большинстве территории фашисты «хозяйничали», зато постепенно на освобождённой в Керченско-Эльтигенском десанте час­ти Керченского полуострова возрождались рыболовецкие колхозы: «Рыбаки отремонтировали сети и другие орудия лова. В проливе выловлены первые тонны керченской сельди. Рыбаки Маяк-Салынского района преподнесли н-ской части, ведущей бои за освобождение Крыма, две тонны свежей рыбы». И иные спасённые районы страны возрождались: на Донбассе запущена шахта №6 «Голубовка», в освобождённые районы Белоруссии отправили 78 тысяч учебников, Киевский художественный институт возобновил работу, а в Ленинграде восстанавливалась Пулковская обсерватория. В лесах полуострова продолжаются партизанские сражения, народные мстители устраивают диверсии, захватывают вражеские обозы с оружием и награбленным у крымчан продовольствием, пускают под откос эшелоны, а в начале февраля 1944-го пришлось выдержать тяжёлые бои с крупным карательным отрядом гитлеровцев.<> умело маневрируя, народные мстители наносили удары по вражеским флангам. Гитлеровцы вынуждены были поспешно отступить». Сейчас мы знаем: это Бешуйский бой, в котором партизаны Южного соединения под командованием Михаила Македонского и Христофора Чусси потеряли 18 героев убитыми и 35 были ранены…

Громили врага и на фронтах, не успели порадоваться снятию блокады Ленинграда, прорывам на Житомирщине, освобождению Новгорода, белорусских Мозыря и Калинковичей, как пришло сообщение об успехах 2-го Украинского фронта Ивана Конева, окруживших и уничтожающих фашистов в районе Корсунь-Шевченковского. «Да здравствует победоносная Красная Армия!» - поздравлял «Красный Крым» с 26-й годовщиной Вооружённые Силы страны, а в канун 8 марта наш будущий художник Эммануил Грабовецкий рассказывал в газете о женщинах - народных мстителях, в том числе о враче Полине Михайленко. «Женщины - боевые подруги наши! Как дороги каждому ваши ласковые слова в часы тяжёлых испытаний партизанской жизни. Как заботливы ваши ловкие руки, перевязывающие раненых бойцов. Героические дочери советского народа, славные партизанки Крыма, никогда не забудутся ваши имена!». Не забывала газета и известных крымчан, с 70-летием со дня рождения и 45-летием научной и трудовой деятельности поздравляя знатного винодела-орденоносца Александ­ра Егорова, и среди прочих поздравлений опубликована и телеграмма ему наркома внешней торговли Анастаса Микояна: «Поздравляю со славным трудовым юбилеем. Желаю здоровья и сил для дальнейшей работы на пользу советскому виноделию»... И жителей Бериславля, Херсо­на, которых 13 марта освободили войска 3-го Украинского фронта Родиона Малиновского поздравляли, «реет над городом красное знамя». Войска 2-го Украинского Ивана Конева Умань и Хрис­тиновку тогда же освободили, а войска 4-го Украинского Фёдора Толбухина за Крым уже боролись. Час расплаты близок. Было время - в Симферополь понаехали немецкие промышленники и многочисленные чиновники со своими семьями. Но когда Красная Армия приблизилась к крымской земле, им в Симферополе «не понравилось» и они спешно улепётнули восвоя­си: «Немцы забеспокоились.
В Симферополе на улице Кирова, в Совнаркомовском переулке и других улицах они роют окопы, траншеи, сооружают доты и дзоты. Захватчики мечутся, как в мышеловке»…

Впрочем, о решающей доб­ровести начала весны 1944-го газета не сообщила: военная тайна, постановление Ставки Верховного главнокомандования от 16 марта о начале Крымской наступательной операции. Решительная битва за освобождение полуострова должна была начаться 27 марта, но, как вспоминал один из освободителей, друг «Крымской правды» сапёр Азат Григорян, помешали сильнейшие снегопад и морозы, а потом и распутица, сделавшие дороги непроходимыми не только для пехоты, но и для тяжёлой техники. «Но, как только в начале апреля немного распогодилось, мы выполнили приказ, разминировали передние края фронтовой полосы, чтобы наши войска перешли в наступление. Ведь Крым - ждал». Общее большое наступление началось 8 апреля 1944-го, а газета буквально шла рядом с атакующими, и с каждым днём в неё становилось больше освободительных добровестей. Правда, увы, и грустных больше - зверствовали фашисты, предчувствуя поражение. Помним.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.