Десять лет спустя

29 Февраль 2024 3019
Подписанты «Письма 15-ти» 10 лет спустя. Фото Алексея Давыдова.
Подписанты «Письма 15-ти» 10 лет спустя. Фото Алексея Давыдова.

У каждого русского региона своя неповторимая история - драматичная, непростая, местами кровавая. Русский дух Тавриды освящён деяниями святого равноапостольного князя Владимира. Российский статус Крыма утверждён императрицей Екатериной Великой и сполна оплачен кровью русского воинства. Украинская оккупация, как и гитлеровская - краткие и противоестественные периоды нашей истории.

В первый десятилетний юбилей «Крымской весны» вновь оживают дискуссии о датах (моментах) её начала. И все дискутирующие по-своему правы. Русская весна пришла на полуостров в феврале 2014-го. А борьба против оккупации за возвращение в родную гавань не прерывалась с самого момента незаконного «хрущёвского подарка». Вот почему так важно называть вещи своими именами.

«Передача была приурочена ко Дню воссоединения Украины с Россией. В Советском Союзе так назвали Переяславскую Раду, которая состоялась 18 января 1654 года. На самом деле тогда никакой Украины не было, произошло воссоединение Руси - воссоединились русские люди и русские земли, - напомнил сенатор Сергей Цеков, выступая на заседании Совета Федерации. - Мы, крымчане, считаем, что решения 1954 года может отменить Конституционный суд России, так как Российская Федерация является правопреемником СССР. Все необходимые документы подготовлены. Для чего это надо? Отвечу словами председателя Госсовета Крыма Владимира Константинова - положительное решение Конституционного суда РФ не поменяет нашего прошлого, оно принципиально не изменит наше будущее, но откроет нам новые возможности для диалога с теми странами и народами, которые в этом будущем станут надёжными партнёрами России». 

25 февраля 2014 года группой крымских экспертов, общественников и журналистов был организован сбор подписей под «Письмом 15-ти» - обращением к крымскому парламенту с требованием перед лицом нависшей над полуостровом в результате государственного переворота в Киеве опасности вернуть Конституцию от 6 мая 1992 года и назначить референдум о статусе Крыма. 

«Наша линия фронта - интеллектуальная. Надо было создать какой-то интеллектуальный продукт, потому что люди не знали «за что». «Против чего» - более или менее понятно, а вот за что бороться - вот этого понимания внутри общества самого по себе, как правило, не бывает. Его надо было внести, - вспоминает один из авторов документа, вошедшего в историю «Крымской весны» как «Письмо 15-ти» историк и политэксперт Андрей Никифоров. 

Число поддержавших «интеллектуальный продукт» утром 25 февраля измерялось десятками, а после полудня - тысячами. К собравшимся вышел глава парламента Владимир Константинов и, пообщавшись с народом, назначил на следующий день внеочередное заседание сессии Верховного Совета АРК.

Письмо главе представительной власти содержало пошаговый план дальнейших действий. От идеи немедленного обращения к президенту России решено было отказаться, как от несвоевременной. Чтобы надеяться на помощь Родины, крымчане должны были начать действовать, проявить свою политическую (и не только) волю.

«Вот у Владимира Константинова есть книжка, которая называется «Пройти свой путь». Так вот мы должны были пройти свой путь. Другого ничего мы сделать в той ситуации не могли, - считает Андрей Никифоров. - Пойдут ли нам навстречу, было не совсем понятно. Из практики предыдущих эпизодов можно было предположить, что могут и не пойти. У нас был опыт 1994-1995 годов когда Крым прошёл, в общем-то, свою часть пути, но его, по большому счёту, «разменяли» - ради хороших отношений с Украиной. Мы прекрасно помнили, как в 2010-2012 годах российская сторона ставила на Партию регионов, и чтобы не портить с нею отношения, по сути, отдала на зачистку те «пророссийские» силы, которые имелись в Донбассе, Крыму, Одессе. А потом остатки этих сил и взяли в руки движение, потому что остальные не выдержали проверку на свою «пророссийскость»… Как в такой ситуации можно было быть в чём-то уверенным? Но вопрос стоял так: сделай то, что ты можешь, а там будь, что будет».

Ни авторы, ни тем более подписанты «Письма 15-ти» не могли себе представить, что дальнейшие события будут разворачиваться почти в точном соответствии с текстом документа, ставшего 25 февраля резолюцией стихийного народного митинга. Но как не раз уже доказано историей (не только крымской), в моменты, когда власть и общество объединяются, невозможное становится возможным. Обыкновенное чудо.

Уже на следующий день, 26 февраля, крымского чуда попытались не допустить командированные Киевом нацисты и их местные помощники - добровольные каратели. 

«26 февраля 2014 года было назначено внеочередное пленарное заседание крымского парламента, на котором планировалось оценить политическую ситуацию, сложившуюся на Украине в результате происшедшего в Киеве государственного переворота. Мы хотели заслушать правительство, в том числе - о его действиях и намерениях в сложившейся ситуации. Но те, кто хотели распространения госпереворота и на Крым, объявили мобилизацию своих сторонников с целью срыва нашей работы. Они были намерены заблокировать деятельность Верховного Совета республики, а с правительством Могилёва, как потом выяснилось, уже имелась договорённость о передаче полномочий новому ставленнику, отряжённому мятежниками в Крым, - вспоминает председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов, возглавлявший в те тревожные дни Верховный Совет автономии.

Столкновение под зданием крымского парламента, когда от рук нацистов погибли Игорь Постный и Валентина Коренева, не было настоящим межэтническим конфликтом, но, по замыслам организаторов, могло и должно было им стать. 

«А его итогом должно было стать полное уничтожение Крыма как сообщества, как региона, наделённого собственной политической волей, особой ментальностью. Как они умеют зачищать общество от неугодных и промывать мозги массе - мы видим на примере того, как ведут себя сегодня жители подконтрольных Киеву территорий бывшей Украины. Критический характер ситуации был связан с тем, что в Крыму тогда попросту не было силовых подразделений, способных осуществлять охрану здания крымского парламента. Фактически мы были беззащитны перед лицом экстремистов. Если бы на защиту своего представительного органа не встали сами крымчане», - отметил глава высшего законодательного органа республики.

«Мы помним нашу решимость и готовность бороться с украинскими нацистами, помним радость и облегчение, после того как на полуострове появились «вежливые люди». Мы всегда будем помнить о наших земляках, погибших в столкновениях, которые спровоцировали экстремисты из запрещённых в России организаций», - подчеркнул глава республики Сергей Аксёнов, возглавивший крымскую исполнительную власть 27 февраля 2014 года. 

Родина пришла на помощь. С появлением «вежливых людей» несостоявшиеся каратели исчезли с улиц, в ужасе ожидая расплаты за свои намерения. А немного позже, вместе с клеймившими «сепаратистов» украинскими чиновниками, первыми выстроились в очередь за российскими паспортами. Так всегда бывает на перекрёстках истории. 

Вот почему так важно называть вещи своими именами. 

И помнить.

Николай ФИЛИППОВ.