Если из камеры хранения пропали вещи...

2 Февраль 2023 528
Оставляя вещи в камере хранения, вы, по сути, заключаете с магазином договор о хранении.
Оставляя вещи в камере хранения, вы, по сути, заключаете с магазином договор о хранении. Фото Анны Кадниковой.

Десять лет назад требование магазинного охранника оставить пакет в ячейке хранения не вызывало недоумения у покупателей. Это было в порядке вещей. Теперь такие просьбы считаются дурным тоном, но всё же время от времени звучат в магазинах. Охранники объясняют это участившимися случаями воровства товара и настаивают на том, чтобы покупатели не заходили в торговый зал со своими пакетами. При этом на самих камерах хранения висят объявления о том, что администрация не несёт ответственности за сохранность вещей. Кто же в таком случае её несёт и что делать, если ваше имущество украли из камеры хранения?

Несмотря на то, что магазины пытаются выставить своё требование в лучшем свете, прикрывая его заботой о клиентах, снять с себя ответственность за хранение они не могут. Требование сдать вещи на хранение - по сути публичная оферта. Если в заведении или магазине организовано отдельное помещение для хранения вещей и посетитель сдаёт туда одежду, сумки, рюкзаки и так далее, договор о хранении между администрацией и посетителем считается заключённым. Выдаваемый номерок или ключ с номером в данном случае приравнивается к квитанции, чеку, расписке - любому документу, который подтверждает заключение договора (ст. 887 ГК РФ).

В этом случае администрация берёт на себя обязательства хранить вещи на протяжении всего действия договора и должна предпринимать действия, для того чтобы оберегать их от порчи, кражи, потери и так далее. Даже если хранение безвозмездное, администрация несёт ответственность, если с вещами что-то случится. При этом стоит помнить о том, что договор хранения действует только до тех пор, пока вы не покинете заведение, в котором сдавали вещь на хранение. Если вы ушли и забыли свои вещи, ответственность администрации снижается.

«Если вы сдали вещи на хранение, а потом обнаружили, что их потеряли или допустили, чтобы они испортились, первым делом необходимо написать претензию в адрес руководства заведения. Опишите ситуацию как можно более подробно и сразу укажите, какую компенсацию вы хотели бы получить. Главная проблема в этой ситуации - определить стоимость вещи. Хорошо, если у вас сохранились чеки, квитанции на её покупку, в таком случае будет легко оценить её стоимость. Претензию подготовьте в двух экземплярах. Один останется у вас, на нём должны проставить дату и подпись ответственного лица, ещё лучше - печать (при наличии)», - советуют эксперты портала «Роскачество».

Ответить вам должны в течение 10 дней. Если ответа нет или он вас не устраивает, можно обращаться в суд и через него требовать компенсацию. К пакету документов приложите копию своей претензии, а также имеющиеся свидетельства вашей правоты (фото-, видеозаписи, если есть; показания свидетелей; чеки на вещи и так далее). Как показывает судебная практика, закон нередко встаёт на сторону потребителей. Возможно, уже сама ваша готовность решать вопрос в суде подтолкнёт администрацию заведения к тому, чтобы пойти навстречу и уладить дело в досудебном порядке.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.