На манеже те же

Транспорт

2 Февраль 2022 1008
Старые «Богданы» ещё не скоро покинут симферопольские маршруты. Фото: Анны Кадниковой
Старые «Богданы» ещё не скоро покинут симферопольские маршруты. Фото: Анны Кадниковой

К остановке в центре города подъезжает маршрутка №91. Со страшным скрипом автобус останавливается у обочины, принимает новых пассажиров. Видавший виды корпус машины тут и там разъела ржавчина. Внутри - латаный-перелатаный пол, засаленные тряпочные чехлы, пахнет мазутом. Температура в автобусе такая же, как на улице - печки в машине нет. Тем не менее владелец этого монструозного авто прошёл конкурс, проведённый Симферопольской администрацией и завершившийся вчера.

Новые требования

Семь лет чиновники говорили о том, что в Симферополе маршруты общественного транспорта будут распределяться между перевозчиками на конкурсной основе. Однако транспортные компании продолжали работать по временным договорам. Именно это, по заверениям властей, мешало конкуренции и повышению качества обслуживания пассажиров. Наконец, конкурс состоялся. Новый порядок должен стимулировать обновление автобусного парка и соблюдение графиков движения.

- В принципе, маршруты и раньше распределялись на конкурсной основе, но эта процедура была не такой открытой, как сейчас, - рассказывает начальник управления транспорта и связи Симферопольской администрации Георгий Сухацкий. - Сейчас мы при формировании контрактов установили жёсткие требования федерального уровня. В частности, машины должны быть оборудованы системами ГЛОНАСС, бесконтактной оплаты проезда, видеонаблюдения. Водители должны носить форменную одежду и выглядеть опрятно. На данный момент у нас появились механизмы жёсткого воздействия на перевозчиков: того, кто не соблюдает требования, мы можем включать в реестр недобросовестных. Контракты заключены на срок до конца 2023 года. Общее число машин на муниципальных маршрутах увеличится на 20% - до 420 автобусов. И на 90% они будут новыми.

Интересно, что контракты, заключённые с победившими в конкурсе перевозчиками, не устанавливают предельный возраст подвижного состава. Городские власти объясняют это отсутствием соответствую­щих норм в законодательст­ве. Но чтобы стимулировать транспортные компании к обновлению машин в договорах были установлены требования к экологическому классу транспортных средств - «Евро-5», и к оснащению кондиционерами. Старые маршрутки этим требованиям не соответствуют, а значит, не могут использоваться для перевозки людей.

Замена с отсрочкой

Как же так вышло, что и после начала действия подписанных контрактов по улицам «бегают» допотопные «Богданы» и «Эталоны», закупленные перевозчиками ещё при Украине?

- У некоторых перевозчиков частной формы собственности возникла проблема при подготовке по договорам лизинга, - объясняет Георгий Сухацкий. - Они не могут получить транспортные средства, в связи с чем возможна задержка с выходом на маршруты новой техники. Тем не менее автобусы выигравших конкурсы перевозчиков отвечают жёстким требованиям по оснащению транспортных средств.

Кстати, некоторые компании, чтобы не обновлять транспортный парк, надеялись просто поставить в «Богданах» и других древних машинах кондиционеры. Но оказалось, что это не так дёшево, как рассчитывали маршруточники. По данным Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма, оснастить один автобус среднего класса кондицио­нером стоит около миллиона рублей, большой автобус - примерно 1,5 млн. Вряд ли стоит тратиться, если новый контракт с горадминистрацией заключён всего на два года, а новая версия договора может быть дополнена требованиями по возрасту и износу машин.

Гражданский контроль

В итоге перевозчики попросту заявили, что в новых контрактах прописаны заранее невыполнимые требования. Мол, при нынешней низкой стоимости проезда денег на новые автобусы в обозримом будущем не появится.

- Любой перевозчик, перед тем как принять решение о покупке нового автобуса, должен понимать, что данные затраты окупятся не сразу, - комментирует и. о. минист­ра транспорта РК Николай Лукашенко. - По правилам, полезный срок эксплуатации автобусов - около десяти лет. После этого машину можно либо списать, либо провести её капитальный ремонт. Он подразумевает восстановление параметров, в том числе безо­пасности, хотя бы до первоначальных. Только после этого транспортное средство может дальше эксплуатироваться по маршрутам.

Правительство республики ежегодно оказывает финансовую помощь перевозчикам, в том числе частным, при покупке техники. Например, в прошлом году на частичную компенсацию стоимости новых автобусов из крымского бюджета было выделено почти 65 млн. рублей. Благодаря этому в Симферополе подвижной состав обновлён на 81%. По уверениям городских властей, постепенная замена старых машин новыми продолжится - надо ещё немного потерпеть.

Что же касается остальных требований, Георгий Сухацкий призывает граждан жаловаться в администрацию в случае несоответствия качест­ва работы перевозчиков прописанным в новых контрактах нормам. Например, если в маршрутке не работает валидатор и вам пришлось платить наличными, если водитель нахамил или не соблюдает ПДД, если в салоне грязно и так далее. Обращаться следует в Единую диспетчерскую службу муниципалитета по номерам: 60-49-09, +79789443959 или +79180300112. От проштрафившихся перевозчиков будут требовать устранения недостатков и выставлять им неустойки.

Елена ЮМАНОВА.