На выходе из ледникового цикла

16 Сентябрь 2022 296
Исследователи считают, что влияние промышленности на мировой климат сильно преувеличено.
Исследователи считают, что влияние промышленности на мировой климат сильно преувеличено.

Многие годы считалось, что глобальное потепление - одна из главных и самых актуальных проблем человечества. Чтобы её решить, нужно избавить планету от автомобилей-заводов-пароходов и прочих атрибутов современной цивилизации, выделяющих углекислый газ. Однако на днях Global Climate Intelligence Group, одно из крупных научных сообществ, занимающихся вопросами глобального потепления и климатических изменений, выпустило доклад, в котором говорится, что вина человечества в нагревании атмосферы - не более чем миф.

С позиции оптимизма

Опубликованный документ, который авторы классифицировали как Всемирную декларацию о климате, подписали ни много ни мало более 1100 учёных из пятнадцати стран. Согласно декларации глобальное потепление имеет в равной степени как антропогенную, так и естественную природу. Гео­логия доказала, что мы живём во времена сразу после малого ледникового периода, который завершился лишь в конце XIX века. То есть, потепление - это естественная фаза цикла после длительных холодов.

По мнению авторов декларации, глобальное потепление нарастает с гораздо меньшей скоростью, чем прогнозировалось экологическими организациями и фондами. Более того, разница прогнозной и реальной динамики разогрева атмосферы Земли говорит о том, что человечество по-прежнему практически ничего не понимает в сути этих процессов. Получается, что вся «зелёная» идеология и многолетняя политика агрессивной принудительной декарбонизации строилась на изначально ошибочных постулатах. 

Также исследователи настаивают на том, что двуокись углерода не наносит природе никакого вреда. Более того, без СО2 обитающие на Земле культуры и виды не имели бы шансов на эволюционное выживание. Углекислый газ является ключевым компонентом фотосинтеза, что сохраняет и приумножает растительный фонд - лёгкие планеты. Он же является катализатором увеличения общей биомассы, благотворным образом влияя на урожайность сельскохозяйст­венных культур.

Итоговая мысль доклада в том, что глобальное потепление не приводит к увеличению количества и частоты природных катастроф. Нет никаких статистических подтверждений тому, что наводнения, засухи, ураганы и прочие бедствия стали случаться чаще, чем сто или двести лет назад. В данный момент не существует угрозы экологической катастрофы, а значит, нет оснований для паники. Международная программа декарбонизации и нулевых выбросов к 2050 году, принятая и уже реализуемая множеством стран, является антинаучной, невыполнимой и крайне вредной с точки зрения не только экономики, но и экологии.

Две точки зрения

Новая декларация хороша всем, кроме того что существенно противоречит выводам учёных и специалистов, работающих под эгидой созданной в 1988 году Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Последняя является главной международной структурой, призванной оценивать риски климатических изменений. Кроме согласия в том, что изменение климата всё-таки происходит, позиции двух экспертных групп прямо противоположны.  

- Это и неудивительно, ведь изменения климата отслеживаются метеорологами с помощью измерительных приборов, и спорить с этим невозможно. Например, с тем, что концентрация углекислого газа в атмосфере в 2021 году достигла нового рекорда - 414,7 части на миллион, - говорит заместитель председателя Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов. - А вот понимание причин и последствий потепления, а также вклада в этот процесс человеческой деятельности связано с моделированием. Климат-скептики считают, что применяемые модели имеют недостатки и приводят к неверным выводам. 

Безусловно, любая модель - лишь приближение к реальности. Тем более, когда речь идёт о такой сложной системе, как климат Земли. Однако, напоминает специалист, МГЭИК для своих прогнозов использовала результаты моделирования на десятках глобальных моделей, созданных различными научными коллективами. Модели постоянно совершенствуются и корректируются с использованием новых мониторинговых данных, поэтому прогнозы также уточняются. 

- Фактически, это то, что может предложить современная наука. В то же время, группа CLINTEL альтернативных моделей и своих рассчитанных прогнозов не предлагает, - констатирует Андрей Артов. - Всё сказанное приводит нас к выводу, что наиболее вероятные оценки и прогнозы сделаны всё-таки в докладах МГЭИК. То есть, рост концентрации парниковых газов в атмосфере, в который существенный вклад вносит человек, ведёт к потеп­лению, что, в свою очередь, усиливает и учащает природные катаклизмы. 

По мнению специалиста, снижая свой вклад в выбросы этих газов (например, сокращая сжигание ископаемого топлива), человек может уменьшить негативные проявления изменения климата. Эти положения заложены в Парижское соглашение, подписанное в 2015 году и имеющее целью удержать прирост глобальной средней температуры в пределах
1,5-2 °С сверх доиндустриальных уровней. 

Не глобальное потепление

Однако не все крымские учёные придерживаются данной позиции. С тем, что потеп­ление климата действительно происходит, никто не спорит. Но вопрос в том, из-за чего оно возникает. Многие учёные высказываются против идей о том, что глобальный климат меняется из-за антропогенного воздействия. 

- В частности, наша палео­климатическая школа всегда стояла на данной позиции. Исследования газового состава, сохранившегося во льдах, позволяют определять среднегодовую температуру. Они показали, что от одной эпохи к другой температура менялась в рамках климатических цик­лов, - рассказывает кандидат географических наук, доцент кафедры туризма КФУ имени В. И. Вернадского Игорь Вахрушев. - Мы живём в эпоху малого ледникового цикла: когда-то было глобальное похолодание и сейчас мы постепенно из него выходим. То есть, происходит естественное движение атмосферы, направленное на повышение температуры.

В то же время, по словам специалиста, температура повышается не так глобально, как об этом пишут. Согласно исследованиям за последние сто лет в целом по Земле она повысилась на 2,5 °С. Но есть учёные, которые это опровергают, потому что инструментальное изучение климата проводится лишь последние 150 лет - столь незначительный срок не даёт возможности получить сколь бы то ни было достоверную картину климатических изменений. Плюс первые исследования велись не систематически, а приборы были далеки от точных. Поэтому могли быть погрешности, которые сейчас в статистике трактуются как глобальное потепление. То есть, климат теплеет, но не так активно, как пытаются показать западные авторы.

Что касается опасности СО2 и идеи сокращения выбросов, Игорь Вахрушев считает, что современное промышленное производство не оказывает такого серьёзного влияния на климат, как, например, вулканическая деятельность. При этом нужно понимать, что двуокись углерода активно поглощается Мировым океаном. В частности, кораллы строят свой скелет из углекислого газа.

- Тем не менее климат на планете действительно меняется. Например, благодаря палеонаходкам, сделанным в крымской пещере «Таврида», было доказано, что 1,5 млн. лет назад на территории полуострова была саванна, - говорит Игорь Вахрушев. - Возможность глобального экологического кризиса действительно сущест­вует. Она связана с тем, что человечество привыкло вести хозяйственную деятельность, исходя из привычного климата. А процесс его изменения сейчас ускоряется. 

Елена ЮМАНОВА.