Бой халатности, хамству и непрофессионализму!
Как пациенту защитить свои права и безопасность
По статистике Всемирной организации здравоохранения, при амбулаторном лечении вред причиняется четырём из десяти пациентов. Чаще всего это связано с врачебной ошибкой, отсутствием должных условий оказания помощи, необходимого оборудования и лекарственного обеспечения. «Крымская правда» выяснила, что делать, если в больнице вам не оказали должной помощи или того хуже - навредили.
Риск есть всегда
- Даже если в больнице всё сделали правильно и соблюли протоколы и стандарты оказания медицинской помощи, всё равно могут возникнуть негативные реакции. То есть, для пациента всегда есть определённый риск. Во всём мире этой проблеме уделяется большое внимание, - говорит заместитель министра здравоохранения РК Антон Лясковский. - В то же время обвинения в адрес медиков не всегда объективны. Когда умирает родственник или близкий человек, люди часто на эмоциях требуют наказать врачей и больше не допускать к работе, даже если их вины в случившемся нет. Надо понимать, что в таких ситуациях нужен всесторонний подход, анализ оказанной медицинской помощи, её соответствия стандартам. Естественно, если летальный случай можно было предотвратить, никто врачей защищать не будет и ответственность окажется очень жёсткой.
Но как привлечь виновных к этой ответственности? Первое, что нужно сделать, - обратиться непосредственно в администрацию медицинской организации, по вине специалистов которой был нанесён вред пациенту. Возможно, вопрос получится решить уже на этом уровне. Если нет, нужно пожаловаться в свою страховую компанию, которая имеет право провести проверку качества оказания медицинской помощи. Если и после этого ситуация не разрешается, нужно обратиться в Минздрав. Там назначат служебную проверку либо проведут ведомственный контроль качества оказания медицинской помощи. Если в результате расследования выяснится, что врач действительно виноват, в его отношении будут применены дисциплинарные взыскания. В серьёзных случаях дело передают в следственные органы и федеральный Росздравнадзор.
Пришла отписка - пора в Следком
Но это в теории. На практике и больничная администрация, и региональный Минздрав, как правило, стараются замять дискредитирующий их случай. В этом случае максимум, чего смогут добиться пострадавший пациент или его родственники, - пустые отписки от должностных лиц. Однако это не повод опускать руки в борьбе за свои интересы и справедливость. Практика показывает, что очень эффективным является обращение напрямую в Следственный комитет. Ведомство проведёт собственную, независимую проверку с привлечением специалистов федерального Минздрава и судмедэкспертов.
Последний оплот справедливости в деле борьбы за права и безопасность пациента - суд. Туда следует обращаться в случае, если пострадавший неудовлетворён мерами, принятыми должностными лицами и правоохранительными органами.
- Этот алгоритм действий касается не только государственных, но и частных медицинских учреждений, - уточняет руководитель Росздравнадзора по Крыму и Севастополю Василий Климов. - Однако для того чтобы быть уверенным, что врач сделал что-то не так, нужно обладать определёнными знаниями. Большая часть жалоб и обращений, которые к нам поступают, связана, скорее, с отношениями и эмоциями. Пациенту нахамили, не приняли, не так ответили. Это вызывает у него желание наказать тех, кто не сделал, как он хотел.
Пациент не всегда прав
- Хочу отметить, что в этом году количество жалоб со стороны пациентов в Крыму сократилось по сравнению с показателями предыдущих двух лет, - рассказывает заместитель генерального директора страховой медицинской организации Ольга Каялова. - Чаще всего застрахованные жалуются на некачественно оказанную медицинскую помощь и на недоступность медицинского обслуживания: консультации врача, диагностических обследований, госпитализации в установленный законом срок.
Пожаловаться в страховую компанию можно по телефону «горячей линии» - его номер указывается на страховом полисе. Звонки принимаются круглосуточно и без выходных. В серьёзных ситуациях, например, когда здоровью пациента в медорганизации нанесли значительный вред, лучше подать письменное заявление. В этом случае в обязательном порядке будет проведена экспертиза врачебных действий.
- Экспертиза страховой компании является независимой, - уверяет Ольга Каялова. - Для её проведения экспертов чаще всего привлекают из других регионов России. При этом мы оцениваем не врача, а процесс оказания медицинской помощи. Кстати, могу сказать, что среди тысяч проведённых экспертиз мало случаев, когда были допущены грубые врачебные ошибки.
Обращаться в страховую компанию следует и в том случае, если вы не можете попасть на нужное обследование или лечь в стационар. Страховые представители организуют диагностику, стационарное лечение и консультацию врачей. Но только в случае, если экспертиза установит реальную необходимость в этом. К сожалению, многие пациенты предпочитают самостоятельно ставить себе диагноз и назначать лечение, ориентируясь не на профессиональное мнение, а на опыт знакомых или информацию из интернета. В этом случае не стоит ждать, что нежелание врача потакать прихоти больного расценят как халатность или нежелание выполнять свой профессиональный долг.
Елена ЮМАНОВА.