Знай свои права, потребитель!

7 Сентябрь 2022 918
Покупатели теперь надёжно защищены законом.
Покупатели теперь надёжно защищены законом. Фото Анны Кадниковой.

Закон «О защите прав потребителей» изменился с начала сентября. Теперь продавцы не смогут навязать ненужную услугу, перенести время доставки без разрешения клиента или настоять на определённом способе оплаты. Это должно помочь покупателям проще отстаивать свои права.

Теперь появилась более конкретная формулировка в законе «О защите потребителей»: «недопустимые условия договора». Ранее использовалось выражение: «недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя». Кажется, просто игра слов, но на самом деле нет. Теперь перечислено 15 пунктов недопустимых условий, исчезли размытость формулировок, двоякость трактовок. 

Например, закон стал строже и в тех случаях, когда продавец по собственной инициативе сделал лишнюю работу, а потом неожиданно выставил за нее счёт. Условно, вам не только покрасили волосы, но и сделали укладку без вашего ведома. Отныне требовать деньги за это нельзя. Вы должно были дать разрешение. Не дали? До свиданья. Потребитель вправе отказаться оплачивать сверхработу, а если расчёт уже совершён, то может потребовать вернуть деньги. То же самое касается навязывания услуг банками и страховыми компаниями.

Кроме того, продавцы не могут сложить с себя ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Это в первую очередь касается каких-либо ремонтных работ. Например, вам починили обувь, но «случайно» измазали её в клее. Мастер может утверждать, что сделал это случайно. Не верьте. По закону теперь можно требовать уменьшение цены за услугу. 

Также покупатель может свободно выбирать, что делать с некачественным или неподошедшим товаром, а продавец не вправе ограничить его в этом. Иногда магазины разрешают только обменять товар на аналогичный, например, взять то же платье, но размером больше. С сентября это будет нарушением. Клиент может потребовать вернуть все деньги; уменьшить стоимость; заменить товар на другой по цене и марке; устранить недостатки за счёт продавца. Решать это будет покупатель.

Часто магазины включают в условие продажи товара сбор персональных данных. Именно эта информация нередко избыточна для заключения договора и используется для рассылки рекламы. Кроме того, в последнее время всё чаще происходят утечки данных пользователей разных сервисов. В новой версии закон избавляет покупателей от требования делиться личной информацией. Если человек не хочет сообщать свой телефон, домашний адрес и электронную почту, магазин всё равно обязан обслужить его и продать товар или выполнить услугу. То же самое касается, например, возврата изделия.

Собирать личные сведения можно только в том случае, если это действительно нужно для оформления покупки, например, доставить товар по определённому адресу. В этом случае точно необязательно указывать электронную почту. Кстати, если покупатель не хочет заключать договор, так как не готов предоставить свои данные, а продавец ему отказывает, то в этом случае преду-
смотрена административная ответственность. Штраф для должностных лиц составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Главное преимущество новой редакции закона заключается в конкретике - теперь не нужно доказывать, что какое-то из условий договора нарушает права потребителя. Стало намного проще выбирать статьи закона, для того чтобы доказать вину продавца или поставщика услуги. Это значит, что люди будут лучше защищены. 

Мария ЯКОВЕНКО.