Зона сталкеров

Как создавали, а потом разрушили «крымское Сколково»

25 Февраль 2021 525
Объекты недостроенной АЭС могут обрушиться.
Объекты недостроенной АЭС могут обрушиться. Фото автора.

Правительство Крыма приняло решение об окончательном сносе комплекса недостроенных зданий атомной электростанции вблизи города Щёлкино, на Керченском полуострове из-за невозможности их использования и угрозы обрушения. Это решение предсказуемо разделило крымчан. Кто-то считает, что давно пора это сделать, другие, наоборот, горячо отстаивают «зону сталкеров». «Российская газета» разыскала людей, участвовавших в создании АЭС, они рассказали, как возник город атомщиков и сама станция и как она стала одной из первых жертв Чернобыля.

Мог бы стать наукоградом

Выпускница Симферопольского государственного университета Елена Аттестатова попала на стройку Крымской атомной в далёком 1984 году.
В тот год площадку станции объявили Всесоюзной комсомольской стройкой, со всех концов Советского Союза на берег Азовского моря потянулись молодые строители, а потом и те, кто должен был работать уже на самой станции.
- Мы с мужем окончили физический факультет СГУ и сразу решили, что хотим работать на Крымской АЭС, - рассказывает Елена. - Подали документы, нас долго проверяли и, наконец, мы получили приглашение на работу. Когда приехали в Щёлкино, там уже было домов 10 и магазин.
Первые строители жили в Ленино, оттуда их возили автобусами на стройплощадку. Часть людей жила в блочных немецких домиках, часть - в двухэтажных деревянных времянках. Вслед за строителями на объект стали принимать работников для подбора нужного оборудования. Елена Аттестатова занималась комплектованием контрольно-измерительных панелей, отбор был очень тщательный, многоуровневый. Каждое решение приходилось защищать, прежде чем его утверждали. На Крымскую АЭС работали десятки проектных институтов и групп, НИИ и заводы из разных уголков Союза. Потом стали приезжать реакторщики, сотрудники машинного зала. Это уже были люди с опытом работы на действующих атомных станциях.
Постепенно рос город будущего со своей особой внутренней интеллектуальной аурой -
как Сколково 80-х годов.
- Это был настоящий нау-коград - множество молодых учёных физиков, ядерщиков, инженеров, специалистов разных областей, - говорит Елена.
При том, что площадка станции была закрытым объектом, сам город оставался доступен для всех желающих. Население выросло до 19 тысяч человек, Щёлкино жило обычной жизнью.
В апреле 1986 года случилась авария в Чернобыле, и тут же в Щёлкино появилось множество людей из Припяти.

Спланированная кампания

В 1988-м поднялась волна «зелёных» протестов, похоронившая Крымскую АЭС.
- Для нас, например, было шоком, что даже наши преподаватели-физики из СГУ, например, профессор Свидзинский, завкафедрой теоретической физики, тоже был в группе «зелёных», - говорит Елена Аттестатова.
Протестующие напирали на то, что станция построена на месте геологического разлома. В 1989 году в Щёлкино приехали ведущие специалис-ты-сейсмологи из Италии - Апеннины близки с Крымом по геологическому строению. Провели всесторонние исследования, зондирование, и в итоге подтвердили надёжность выбранного для АЭС места. Но станцию это уже не могло спасти. Когда специалистам дали команду распродавать оборудование, стало ясно, что это конец. А о том, как растаскивали ценности после развала Союза, в Крыму до сих пор ходят легенды.
- В 1991 году мы с мужем вернулись в Симферополь. Не было сил смотреть, как уничтожается то, что мы создавали, - продолжает Елена. - Там было оборудование, золотые клеммы, мельхиоровые трубы-контуры охлаждения колоссального тоннажа, кабели с золотыми жилами - всё это исчезло в неизвестном направлении.
Были ли правы «зелёные», добившись закрытия станции? Однозначного ответа нет до сих пор. Строители Крымской АЭС до сих пор уверены, что это была спланированная политическая кампания.
К началу 90-х большинство специалистов из посёлка уехало. Те, у кого был опыт работы в атомной энергетике, вернулись на свои прежние места. Молодым, как Елена, в отрасли места не нашлось. Попытки создать на месте атомной станции объект теп-ловой энергетики успехом не увенчались. Вдобавок посёлок на две зимы вообще остался без котельной и отопления, что усугубило ситуацию. Население Щёлкино уменьшилось в два, если не в три раза. Позже Елена Аттестатова занялась турбизнесом и спустя годы возила туристов туда, где прошла её молодость. Заброшенная площадка АЭС до сих пор манит путешественников. Свою трёхкомнатную квартиру в Щёлкино спустя несколько лет Елена с трудом продала за 2 тысячи долларов.

Атомный призрак

- Эти объекты непригодны для эксплуатации, - сказал начальник управления Министерства строительства и архитектуры Республики Крым Даниил Пидаев. - Они утратили свои свойства, находятся в полуразрушенном состоянии, существует угроза обвала. Тем самым может быть повреждена устойчивость здания, что создаёт угрозу для жизни и здоровья людей.
Как следует из документов, опубликованных на официальном портале правительства Крыма, демонтажу подлежат несколько зданий АЭС со степенью готовности от 30 до 70%. В частности, до конца года будут снесены две дизельгенераторные станции, машинный зал с помещениями электротехнических устройств, фундамент машинного блока №2, блочная насосная станция и главное здание АЭС, его реакторное отделение. Известно, что часть вспомогательных зданий станции уже была демонтирована в прошлые годы.
Представитель Минстроя РК уточнил, что демонтаж строений не потребует дополнительного бюджетного финансирования, поскольку его выполнит гос-предприятие «Центр комплексного снабжения». Все стройматериалы, полученные в процессе сноса объектов, будут переработаны и в дальнейшем использованы на других стройках Крыма. Что будет на месте сносимых корпусов - неизвестно.
- Конечно, нам важно знать, что будет потом на этом месте, - сказал глава администрации Щёлкино Владимир Загребельский. - По сути, много лет назад моногород Щёлкино остался без градообразующего пред-
приятия. Мы будем рады любому инвестору, но, положа руку на сердце, щёлкинцы мечтают получить статус города-курорта. Может быть, детского.
У нас великолепные пляжи, тёплое, неглубокое море. Мы очень надеемся, что здесь построят набережную, о которой мечтают все горожане. Это ведь единственный в Крыму город на берегу Азовского моря.
Сергей ВИННИК.