47 метров вечности

22 Сентябрь 2021 512
Мемориал на мысе Дооб, в нескольких километрах от места трагедии.
Мемориал на мысе Дооб, в нескольких километрах от места трагедии. Фото из открытого источника.

Он неоднократно бывал в крымских портах - Севастополе, Евпатории, Ялте… из неё и вышел тогда в предпоследний рейс - красивейшее огромное (8 палуб, почти 200 кают, кинозал, библиотека, танцплощадки, три ресторана) круизное судно на линии Крым - Кавказ. 35 лет назад в эти дни на нём прекратили все поисковые работы - пос­ле гибели водолаза севастопольца Сергея Шардакова, пытавшегося вскрыть каюту, где были тела детей. Чуть раньше погиб водолаз Юрий Полищук… Не менее 65 погибших на красавце круизном лайнере так и остались в нём навечно, на глубине 47 мет­ров, в Цемесской бухте. 15 лет назад на борту парохода «Адмирал Нахимов» укрепили освящённый деревянный крест памяти. Памяти о тех, кто стал частью вечности в последний день лета 1986-го.

23 часа 20 минут

Кроме невернувшихся водолазов-спасателей, официально считается, что погибло тогда в Цемесской бухте 423 человека - пассажиры, члены экипажа, их родные, практиканты-курсанты одесских мореходки и высшего инженерно-морского училища - останки поднимали несколько недель. 836 человек удалось спасти в первые часы после катастрофы: в 23 часа 20 минут советский черноморский пароход ушёл под воду, протараненный балкером (сухогрузом), тоже своим, советским, черноморским. «Пётр Васёв» (балкер, перевозивший зерно, построенный в 1981-м, назвали в честь партизана в Великую Отечественную, начальника Новороссийского и Одесского морских портов) проделал подводную пробоину в борту «Адмирала Нахимова» (пароход, ставший частью Черноморского морского пароходства в 1957-м, назвали в честь адмирала Павла Нахимова, героя первой обороны Севастополя в Крымскую войну) площадью 84 квадратных метра. Но тревогу на пароходе не объявили, он продолжил движение, пытаясь уйти на мель, а балкер сдал назад, открыв пробоину для воды. Лайнер старался маневрировать, однако от удара начал крениться, а вода слишком быстро заполняла внутренние помещения. Ночь, электричест­во пропало - ценой жизни аварийный генератор удалось запустить механику Виктору Белану, но ненадолго. Паника, спасжилетов не хватало, шлюпки и самонадувные плоты в большинстве сбросить так и не удалось… Вера Федорчук, Татьяна Фёдорова, Рита Басовская, Дмитрий Боровко, Владимир Дьячевский, Валентина Пархоменко, Игорь Махинов, Павел Кузьма, Александр Чудновский (он был в тот миг вахтенным на мостике вместо капитана и пытался отвернуть от балкера, не замедлившего ход для пропуска парохода. Как потом выяснилось, делать это было не надо, шедшие навстречу корабли всё же могли разминуться пусть и в опасной близости)… Лишь несколько имён членов экипажа, практикантов парохода, что погибли вместе с пассажирами, многие из них до последнего спасали других, не думая о себе. Взрослые, дети, семьи, как, к примеру, Евгения Долинская и её четырёхлетний сынишка Денис, много молодожёнов, отправившихся в свадебное путешествие… большинство погибших даже, наверное, не успели осознать, что произошло… Теперь фамилии их на плитах мемориала на мысе Дооб, ближайшем к месту катастрофы. И часы с парохода там, застывшее время 23 часа 20 минут.

А ведь о том, что пароход, лишь час назад вышедший из Новороссийска в Сочи, и балкер, возвращавшийся в Новороссийск с грузом канадского ячменя, должны встретиться в пути, было известно заранее. И капитан балкера Виктор Ткаченко пообещал капитану парохода Вадиму Маркову пропустить его. Но что-то пошло не так: столкновение и, словно, «сбежать» пытались оба корабля, маневрировали, вместо того чтобы остановиться, сблизившись, не раскрывать пробоину, не давить винтами оказавшихся в воде пассажиров с верхней палубы… Спецкомиссия потом выясняла, разбиралась, обоих капитанов в Советском Союзе осудили на 15 лет, через пять, уже в независимых России и Украине, помиловали. Обоих уже нет в живых: капитан парохода погиб в 2003-м, капитан балкера умер в 2007-м. А затонувший спустя 8 минут после столкновения лайнер так и остался на глубине, теперь всё больше погружается в ил. Одно время к нему предприимчивые дельцы организовывали подводные экскурсии. Но, к счастью, страна одумалась, а родные погибших, объединившиеся в фонд «Нахимовец» (создан спустя 11 лет после трагедии Галиной Андриевской, дочерью погибшей Валентины Пархоменко, служившей на пароходе с самого его придания Черноморскому пароходству), смогли добиться, что теперь это официальное место захоронения - погружение водолазов, постановка на якорь в этом месте запрещены. Лишь раз в год, 31 августа, сюда приходят катера с родными погибших, чтобы опустить цветы на воду. А в 2003-м, неподалёку у мыса Дооб, сбавил ход камбоджийский сухогруз «Джиаджиахин» - так уже назывался проданный за границу балкер - его разрезали на металл в 2012-м.

«Берлин» - «Адмирал Нахимов»

По страшному стечению обстоятельств тогда, в 1986-м, на металл предполагалось разрезать и пароход, который должен был вернуться из своего, считавшегося последним, рейса 5 сентября. В лучшем случае могли передать 174-метровой длины громаду киношникам - опыт съёмок у корабля был: вместе с первым капитаном Николаем Соболевым сыграл сам себя в фильме «15 дней одного года», позже отметился в картинах «До свидания, мальчики» и «Дамы приглашают кавалеров». Но судьба распорядилась иначе - пароход стал частью морской вечности, и его тот рейс стал последним для 423 человек…

А ведь судно было знаменитым, с историей, уже в советское время команда круизного парохода стала «Экипажем коммунистического труда» - тогда очень почётное звание. И на Кубу во время Карибского кризиса 1962-го именно черноморский пароход перевозил советских солдат, тогда писали «сельскохозяйственных рабочих», позже возил уже кубинских солдат, воевавших в Африке, и учёные конференции на нём проходили, и паломников возил в Саудовскую Аравию, участникам Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Москве, морские прогулки устраивал. Ещё раньше пароход ходил в Нью-Йорк, на остров Шпицберген, в Средиземное море - межконтинентальные рейсы. В самом первом, в ноябре 1928-го, участвовал в спасательной операции, приняв на борт пассажиров затонувшего английского «Вестриса», позже, в войну (тогда же случилась с ним и первая катастрофа - взорвался котёл, унеся жизни 17 членов экипажа), стал гос­питальным судном, перевозя раненых солдат Третьего рейха. Да, именно их, воевавших против Советского Союза во Вторую мировую - Великую Отечественную. Ведь изначально пароход назывался «Берлин» и принадлежал Германии, его спустили на воду в марте 1925-го. А 31 (злополучное число корабля) января 1945-го при попытке эвакуировать окружённую в Курляндском котле группировку немцев дважды подорвался на донных минах и затонул у входа в порт Лиепаи (Латвия).

Спустя два года советские водолазы, осмотрев корпус, передали, что он надёжный и вполне может ещё послужить. Уже Советскому Союзу, забравшему судно в качестве репарации (возмещение убытков страной, развязавшей войну, странам-победителям). На капитальный ремонт, в том числе и в ГДР, ушло почти 10 лет, но, как отмечали позже все, побывавшие на борту лайнера, оно того стоило.

В 1957-м советский круизный пароход вышел в первый рейс на линии Крым - Кавказ, а вот отметить, как предполагалось «30 лет без аварий» экипажу было уже не суждено: 29 лет плаванья под советским флагом закончились трагично. И только в памяти родных погибшие тогда продолжают жить, а на часах мемориала на мысе Дооб навсегда застыли стрелки - 23 часа 20 минут - время катастрофы парохода «Адмирал Нахимов». Светлая память погибшим.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.