Михаил Мамаев: Финала нет, есть путь через распутья

2 Апрель 2021 999

Ещё при нашей первой встрече на Ялтинском международном телекинофоруме «Вместе» восемь лет назад с молодым, но уже популярным актёром поняла: в отечественной культуре появилась личность неординарная и многогранная - актёр, журналист-международник, прозаик, поэт, автор и исполнитель песен. Это мнение с годами укрепилось.

Несмотря на занятость в театре, кино, на телевидении, литературное творчество, Михаил любит приезжать в Крым, где его ждут участники и зрители международных кинофестивалей «Алые паруса» в «Артеке», евпаторийского «Солнечного острова», Телекинофорума в Ялте. В минувшем году он был на всероссийском кинофестивале «Человек, познающий мир» в Керчи членом жюри игровых фильмов.
- Вас можно назвать московским крымчанином, Михаил: так много времени проводите на полуострове. И это ведь не только деловые поездки?
- И деловые, и для отдыха, занятий спортом. От приглашений на кинофестивали не отказываюсь: встречи со зрителями нужны артисту, как воздух. На «Солнечный остров» в этом году приехал со съёмок «Гардемаринов-5», которые проходили в районе Татарской косы Казантипского заповедника, в Севастополе. После напряжённой работы с радостью окунулся в общение с коллегами и зрителями, а потом отправился на международный симпозиум «Волошинский сентябрь», куда давно мечтал попасть. Из Коктебеля переехал в «Артек», оттуда - в Керчь. Такая получилась увлекательная крымская осень.
- В продолжении «Гардемаринов» интересно сниматься?
- Дело не в интересе. Это ведь уже не работа, а часть жизни. Это команда, с которой так или иначе по жизни постоянно пересекаешься. С роли Никиты Оленева у меня началась экранная жизнь. Всё это и дорого, и трепетно, и волнующе. И слож-
но. Потому что ты делаешь не просто проходную какую-то роль, а возвращаешься в юность, из которой много чего растёт: воспоминания, переживания, совместные большие радости. Мы все мечтали собраться вместе и что-то стоящее сделать, как много лет назад. И благодаря неутомимой и всеми нами любимой Светлане Сергеевне Дружининой это осуществляется.
- Судя по всему, амплуа гардемарина не помешало в дальнейшей работе?
- К счастью, нет. После Оленева стал сержантом Гог-
лидзе в боевике «Караван смерти», главарём банды в фильме «Воровка». У Светланы Дружининой сыграл камергера Александра Бутурлина в приключенческой картине «Тайны дворцовых переворотов».
И пошло-поехало…
- В вашей творческой биографии актёра немало интересных страниц, среди которых - Голливуд, чем немногие наши актёры могут похвастаться. Приятно воспоминать?
- Да, это был определённый опыт. Начался он с фильма «Маркиз де Сад» Роджера Кормана, продолжился двумя главными ролями в двухсерийной картине Залмана Кинга «Дневники Красной Туфельки», съёмки которого проходили в США и в России.
- Складывалось всё успешно, почему же не продолжили сотрудничество с американскими режиссёрами?
- Новые работы увлекли.
С удовольствием играл поручика Ланского в спектакле «Императрица» в независимом театральном проекте Ольги Глубоковой. В этой роли на сцену выходил более двухсот раз. Не меньшим успехом пользовались у зрителей мои Джеффри в спектакле «Тайны замка Шеннон», Элиот в «Интимной комедии». Было много и киноролей, среди которых - наследник императора Александра III в сериале «Любовь Александра», интересные образы в многосерийных фильмах «Сокровища мёртвых», «Шахматист».
- Как вас приняли на «Волошинском сентябре»?
- Ехал, конечно, с волнением. Такое место! Такие люди! Впервые я приехал в Коктебель с друзьями два года назад буквально на пару дней, потом собирался с ними ехать дальше. Но, душой ощутив это место, остался на целых две недели. Путешествовал по окрестнос-
тям, а в один из дней пришёл на экскурсию в Дом-музей поэта. Подошёл к памятнику Волошину во дворике и заговорил с ним. Это не было каким-то эпатажем. Я говорил, как с живым человеком. Мне было необходимо поделиться с Максимилианом Александровичем тем, что почувствовал в его доме. Я увидел, как люди выходят после экскурсии с волнением, внутренним трепетом. Это значит, заложенное хозяи-
ном дома и оставленное им работает. И поделился с безмолвным собеседником мечтой прочитать здесь свои стихи. Максимилиан Александрович благословил, и в этом году задуманное осуществилось.
- Но «Волошинский сентябрь» - это ведь не только поэтический фестиваль, но и серьёзная работа учёных, музейщиков. С ними не скучно было?
- О скуке и речи быть не может! Мне всё было интересно. Это ведь другой опыт жизни, непривычный мне. Появились новые знакомства с директорами музеев, литературоведами. Участники симпозиума оказались такой благодарной публикой на моём концерте! Заведующая музеем Наталия Михайловна Мирошниченко взяла меня под своё «крыло», свозила в Старый Крым, город, в котором я раньше не был и который произвёл на меня неизгладимое впечатление. Побывал на могилах любимого писателя Грина, любимого поэта Юлии Друниной и режиссёра Алексея Каплера. Был потрясён камерными экспозициями здешних музеев. Сполна насладился насыщенной творческой жизнью и получил эмоциональную подпитку.
- Как чувствовали себя в роли члена жюри на кинофестивале в Керчи?
- Судить - дело ответственное очень, и я напрягся, получив неожиданное приглашение оценивать игровые картины. Но меня привлекло название - «Человек, познающий мир» и участники, среди которых прекрасные актёры, режиссёры, киноведы. Решился, и не пожалел: это стало просто подарком. Встретил здесь единомышленников, порадовался за создателей фильмов. А посмотрел я не только игровые - по долгу службы, но и документальные картины -
из чистого интереса, и получил огромное удовольствие. Умеем снимать хорошее кино! И наконец-то по-настоящему узнал Керчь, мимо которой часто проезжал на машине. Удивительный город, удивительные люди!
- Такое впечатление, что кино в вашей жизни отошло на второй план, а на первом нынче - литература, музыка, концерты. Я права?
- Дело не в первом и втором планах. Концерты - это плод моей поэтическо-литертурно-музыкальной жизни длиной в тридцать лет. Я ведь мечтал стать писателем с детства, начинал, как поэт. И витиеватая жизнь вывела меня на этот путь. Сделал программу «В одной секунде от любви», но времени на частые выступления не хватало, пришлось прерваться.
А теперь вернулся к давней мечте. Можно сказать, в Коктебеле был рестарт, перезапуск моих концертных программ. Выступил в Ялте, в Евпатории.
- А в кино сейчас только продолжение «Гардемаринов»?
- Зовут в сериалы, но, не рисуясь, скажу, что в неинтересном для меня не снимаюсь. Решил пожить так, как хочется, как душа просит. Мне интересно фиксировать жизнь, писать, виндсёрфингом заниматься.
- У вас уже есть несколько прозаических и поэтических книг. Расскажите о них.
- Прозаических пока две:
«И возьми настройщика деревьев!» (в новой редакции «Босфор») и «Месть негодяя». Задел для третьей есть. Издан сборник стихов «Возраст взрыва». Проза требует терпения, а оно приходит с возрастом. Стихи передают в первую очередь эмоции, проза - интеллект. Стихи для меня - огонь смеющейся души.
- Как творческому человеку вам близко пушкинское: «Ты царь: живи один. Дорогою свободной/ Иди, куда влечёт тебя свободный ум…/Ты сам свой высший суд;/ Всех строже оценить умеешь ты свой труд»?
- Скорее, нет, чем да. Всё, чем я занимаюсь, - для зрителей и читателей. Мне важно их мнение. А иначе и до смертного греха - гордыни недалеко. На пути каждого распутий много, одному легко сбиться. Мой путь - свободного человека, но не одиночки. Надеюсь, до финала ещё далеко.

Досье

Российский актёр театра и кино, телеведущий, Михаил Мамаев родился 13 февраля 1966 года в Москве, в семье военного, генерал-майора. Школьником публиковался в центральных газетах и журналах, окончил факультет журналистики МГИМО, затем актёрский факультет ГИТИСа. Служил в Театре имени Ермоловой, играл в антрепризах. Принимал участие в популярных телевизионных программах: «Фактор страха», «Большие гонки», «Король ринга», «Танцы со звёздами», «Папа, мама, я - спортивная семья». Ведёт программу «Теория заговора» на Первом канале.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.