Как «померить» рубль борщом?

10 Февраль 2021 933
Подсчитать индекс борща может любая домохозяйка.
Подсчитать индекс борща может любая домохозяйка. Фото Александра КАДНИКОВА.

Знаете ли вы, что такое индекс потребительских цен, внутренний валовой продукт и покупательная способность? Это всё термины, так или иначе отражающие состояние экономики. Они сложные и скучные. Уснуть можно. То ли дело народные термины: взять, к примеру, «индекс борща». Разобраться с тем, что он из себя представляет, совсем нетрудно.

Этот индекс помогает определить покупательную способность национальной валюты. Каждый год она меняется.
К примеру, в прошлом году вам хватало 1000 рублей, чтобы купить молоко, хлеб, колбасу и прочее на неделю, а теперь тот же набор стоит 1040 рублей, значит, покупательная способность рубля упала.
Считается индекс борща очень просто. Берёте классический рецепт, отправляетесь в магазин и покупаете продукты, необходимые для приготовления 4-литровой кастрюли этого блюда. Суммируете траты и получаете свой личный индекс борща. Проделываете подобную манипуляцию несколько раз в год и смотрите, как растут цены.
Конечно, это не научный и несерьёзный способ определения покупательной способности рубля. Зато наглядный и понятный. Подобные индексы есть во многих странах.
Самый широко известный - индекс бигмака. Считается, что он позволяет сравнить валюты и выяснить «естественный» обменный курс по отношению к доллару США. Почему бигмак? Во-первых, его можно купить почти в любой стране, а во-вторых, в составе гамбургера - самая распространённая и понятная всему миру еда: мясо, сыр, зелень, хлеб. Индекс придумали издатели британского журнала The Economist в 1986 году, взяв за основу теорию паритета покупательной способности.
Deutsche Bank ежегодно публикует индекс свидания для городов - немцы строят рейтинг дороговизны городов, сравнивая цену на романтичес-кий комплект из поездки в такси, ужина на двух человек в пабе, стоимости двух бокалов пива и двух билетов в кино с напитками. В 2017 году самые дорогие свидания проходили в Цюрихе. Москва - на скромном 35-м месте.
А ещё есть индекс красной помады. Его придумали в американской парфюмерно-косметической компании Estee Lauder. Согласно ему в тяжёлые экономические времена женщины ограничивают себя в покупках дорогой одежды, сумок и обуви, но отказать себе в покупке шикарной красной помады не могут. Соответственно, парадокс: в стране кризис, а продажи люксовой помады растут.
Разные организации во всём мире изобретают свои нестандартные индексы, с помощью которых пытаются уловить тенденции в экономике. В итоге появляются неожиданные маркеры, например, продажи мужских трусов (чем меньше их продают, тем хуже обстоят дела в стране), высота каблуков и длина юбок (чем выше каблуки и короче юбки, тем лучше развивается экономика), и многие другие. Они очень интересные и очень спорные.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.