Куда ни плюнь, оферта!

25 Март 2020 293
Ценник в магазине - это публичная оферта. Так что продавец обязан продать товар по стоимости, указанной в ценнике.
Ценник в магазине - это публичная оферта. Так что продавец обязан продать товар по стоимости, указанной в ценнике. Фото Александра КАДНИКОВА.

В рекламе по радио часто приходится слышать, что то или иное «предложение не является публичной офертой». Смысл этой фразы приблизительно понятен. При этом далеко не каждый знает, что такое оферта и почему рекламодатели от неё открещиваются.

В реальности с офертой нам доводится сталкиваться не только в навязчивой рекламе. С этим экономическим явлением мы имеем дело и когда устанавливаем на смартфон новое приложение, и когда просто набираем воду для чашечки вечернего чая.
- Оферта - это предложение конкретных условий сотрудничества. К примеру, выбирая в магазине колбасу, вы смотрите на ценник. В нём  указана цена за единицу (килограмм) товара. То есть, магазин предлагает вам приобрести колбасу по такой-то стоимости. Вы можете согласиться и купить её, а можете не согласиться и пойти дальше. Это и есть оферта, - объясняет экономист Виталий Рыженько.
Оферты классифицируют по количеству адресатов. Простая, или непубличная, направляется только одному человеку или компании. Например, студент хочет снять квартиру. Собственник пишет ему в мессенджере: «Квартира будет стоить 40 тысяч в месяц, заезжать можно с 15 марта».
Публичная - предложение для всех сразу. Всё, что лежит на полках в магазине, - пуб­личное предложение купить товары любому, кто пройдёт мимо. Именно поэтому на кассе обязаны пробить товар по цене, которая указана на вит­рине: покупателю предложили товар именно по такой цене, и он имеет право заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике.
Если на кассе покупатель возмущается, что товар стоил дешевле, а кассир предлагает не покупать товар, - это незаконно. Ценник - публичное предложение, от которого магазин не может отказаться. Например, если интернет-магазин обычно продаёт книгу за 600 рублей, а из-за случайного сбоя на странице была указана цена 100 рублей, покупатель имеет право забрать книгу именно за 100 рублей. При этом фраза «Не является пуб­личной офертой» ничего не меняет. Она не отменит для её автора обязанности продать товар по рекламируемой цене, как и не обяжет автора рекламы продавать что-то, если в рекламе нет всех условий. Об этом свидетельствует существующая судебная практика.
Публичная оферта будет предложением заключить договор, если в ней указаны все условия этого договора. Для каждого договора они разные. Например, реклама «Всё по 100 рублей» - не может считаться публичной офертой, поскольку в ней не указано, что именно продаётся по 100 рублей. А вот предложение купить в кафе любой кофе по 50 рублей уже будет офертой и бариста обязан выполнить её условия.

Чем оферта отличается от договора

Оферта - предложение договориться, а договор - результат переговоров. Оферта отражает позицию одного человека или одной компании и до её принятия кем-то не создаёт никаких забот. Разве что надо быть готовым выполнить её условия. Договор - это уже соглашение двух или нескольких сторон о взаимных правах и обязанностях: каждая сторона должна будет что-то сделать.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.