Взаимная любовь

12 Февраль 2020 412
Александр Кропко (слева) на открытии выставки.
Александр Кропко (слева) на открытии выставки.

Это чувство связывает художника Александра Кропко с акварелью, и она отвечает взаимностью, раскрываясь во всей полноте мастеру и в пейзаже, и в натюрморте, и в жанровой картине.

Каждое произведение Александра Петровича рождено любовью к Крыму и к сложной технике, с помощью которой он легко и непринуждённо в этой любви признаётся.
Светом пронизаны в эти дни верхние залы республиканского Дома художника, где лауреат Премии АРК, один из наиболее известных мастеров акварельной живописи, представил свои работы на юбилейной выставке.
- Картины Александра Кропко, написанные с натуры с трепетностью восприятия окружающего, отличаются свежестью и непосредственностью, - отмечает искусствовед Людмила Бородина. - В них переданы характер и особенности крымской природы, её солнечный колорит и чистота цвета. Александр Петрович воспринимает первозданность природы как поэт-лирик, способный передать полнозвучную цветовую гармонию. В графике он проявляет себя как художник-интеллектуал с обширным багажом знаний культуры, архитектуры, литературы, обладающий ассоциативным мышлением. Постоянно импровизирующий и обогащающий свою палитру красок, линий и композиций, находя и выражая, как в музыке, всё новые и новые оттенки настроений, чувств и впечатлений. Его выставки - это оазис, родник чистого искусства.
Специалисты сравнивают мозаичность акварельного письма Александра Кропко со стилистикой Михаила Врубеля. Неслучайно выдающийся крымский искусствовед Рудольф Подуфалый называл его ностальгирующим по модерну. Художник и не скрывает этого, создав целый цикл «Сады модерна». Картины Александра не только пленяют красочностью, но и опьяняют благоуханием нежных бело-розовых, пронзительных фиолетовых ирисов. В выставочном зале создаётся полная иллюзия присутствия на открытом воздухе, где мастер создавал свои шедевры. Простые и лаконичные, на первый взгляд, работы, наполненные размышлениями о радости бытия, обретают мощное драматическое звучание. Лёгкая маэстрия светлых тонов переходит в густоту напряжённого цвета, и мы погружаемся в поток изысканных оттенков. Глядя на работы Александра, вспоминаешь не только Врубеля, но и Борисова-Мусатова, Кончаловского, мастеров «Голубой розы», из творчества которых вышел головоломный лабиринт форм и деталей, складывающихся в характерную для крымского художника стилистику. Не каждый обладает даром видеть в малом смысл и значимость. «Вытягивать» из обычного куста сирени метафоричный образ, наполненный музыкой цвета.
Каждая экспозиция мастера становится открытием для многочисленных ценителей таланта художника, для искусствоведов, а тех, кто впервые видит это акварельное пиршество, делает преданным и безоговорочным его поклонником. На выставки Александра Кропко идут за эстетическим наслаждением.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Фото автора.