«Себя, как в зеркале, я вижу . . .»

30 Январь 2020 771
Александр Михальянц и его портреты кисти Владимира Бернадского (на стене) и Николая Бортникова.Фото Дарьи Фращенко.
Александр Михальянц и его портреты кисти Владимира Бернадского (на стене) и Николая Бортникова.Фото Дарьи Фращенко.

Выставка, посвящённая образу художника в изобразительном искусстве, экспонируется в Крымском зале Симферопольского художественного музея.

В экспозиции представлены автопортреты, а также портреты крымских мастеров, созданные их коллегами, из собрания музея и частных коллекций.
- Жанр портрета объединяет историю искусства и собственно искусство, - отмечает искусствовед Светлана Глазунова. - Художник, позирующий другому художнику, - это диалог двух мастеров в привычной для них атмосфере мастерской, располагающей к дружескому, доверительному общению. Представленные на этой выставке портреты и автопортреты составляют художественную панораму развития культуры Крыма XX века, обозримую в стенах одного зала.
Многие работы представили на открытии сами авторы, среди которых заслуженный деятель искусств Украины Лев Балкинд, заслуженный художник АРК Людмила Полякова и Александр Михальянц.  Автопортрет одного из самых ярких представителей Серебряного века крымской культуры Михаила Казаса - своеобразная иллюстрация всего творчества оригинального мастера: он соединил восточный типаж с реалистической беспристрастностью художника.
Довоенное крымское искусство представлено карандашным автопортретом Вячеслава Ковальского 1920 года, портретом Константина Богаевского, написанным в 1940 году его другом Николаем Барсамовым, камерным портретом академика батальной живописи Николая Самокиша, выполненным его учеником Михаилом Рыбниковым.
Искусство сороковых-пятидесятых годов изобилует портретами именитых крымских живописцев. Среди лучших - портрет Владимира Благовещенского кисти Валентина Бернадского. Достоверный образ выдающегося графика Михаила Щеглова создал Адам Кац.
Коллекция портретов
60-70-х годов объединяет плеяду мастеров, стоявших у истоков крымской школы современного изобразительного искусства. Их мена известны далеко за пределами полуострова: Валентин Бернадский, Николай Бортников, Константин Прохоров, Геннадий Арефьев, Виктор Апанович.
- В произведениях этих авторов блестящая живопись соединена с глубиной художественного образа, - считает Светлана Глазунова. - Это внутреннее единство прекрасно иллюстрируют слова Валентина Бернадского о созданном им портрете Льва Балкинда:
«Я хотел выразить творческую, порывистую энергию художника, его эмоциональную подвижность». И надо сказать, это удалось мэтру крымского изобразительного искусства.
Посетителей привлекает сдержанным колоритом автопортрет Людмилы Поляковой, автопортрет Василия Трусова и портрет его супруги художницы Татьяны Зиньковой, выполненные в технике линогравюры.
Выставку можно увидеть до конца февраля.

Людмила МИЛИНА.