Княжны Багратион и война

7 Октябрь 2019 1756
Материал о потомках героя Отечественной войны 1812 года наша газета опубликовала спустя 11 дней после начала Великой Отечественной 1941-го.
Материал о потомках героя Отечественной войны 1812 года наша газета опубликовала спустя 11 дней после начала Великой Отечественной 1941-го.

Наверное, это очень трудно - помогать власти, которая казнила твоего больного старшего брата просто потому, что он когда-то дослужился до генерал-майора армии идеологического противника. Помогать власти, которая постаралась предать забвению и уничтожить то, что твоя Родина созидала столетиями, за что сражались твои предки. Трудно. Но… ведь осталась эта самая Родина, пусть с иным именем, но земля-то, за которую воевали когда-то близкие, та же. И она в опасности. Надо бороться, даже переступив через свои чувства.

Возможно, именно так рассуждали сёстры Елизавета Петровна и Вера Петровна Багратион из Ялты, ставшие в 1941-м дружинницами отряда самозащиты. Старшей в тот год исполнилось 76 - она по мере сил обучала молодых девчат медицине, искусству оказывать помощь раненым - сама всю Первую мировую прошла сестрой милосердия. Четыре раза награждена Георгиевской медалью, что вручалась невоеннообязанным, геройски проявившим себя в бою. Младшей исполнилось в год начала Великой Отечественной 69, она с детства привыкла помогать страждущим, всегда привечала животных, отличалась гостеприимностью и искренней добротой. Именно с ней в начале войны беседовал наш ялтинский собкор Михаил Сохань. 3 июля 1941-го «Красный Крым», так тогда называлась «Крымская правда», опубликовал его материал «У внучки Багратиона».
«У входа в старый большой дом на улице Коммунаров, что стоит на окраине Ялты, нас окликнула дружинница из отряда самозащиты: «Вы к кому?». Перед нами стояла пожилая женщина с санитарной сумкой и противогазом, перекинутыми через плечо. «Здесь живёт Вера Петровна Багратион?». Женщина осведомилась, кто мы такие и ответила: «Да. Здесь. Я и есть Вера Петровна, а что?». «Трудно было поверить. Ведь предполагали увидеть дряхлую старушку.
А перед нами стояла дружинница, боец группы самозащиты. С уст невольно сорвалось: «Вот вы какая...». «Да. Я такая. Хоть мне и 70 лет, а я несу вахту наравне с другими, отставать не хочу. Великую Отечественную войну ведёт наш народ. Не к лицу было бы мне - последней из живых потомков знаменитого Багратиона - отставать». Вскоре Вера Петровна закончила вахту и, сдав дежурство, пригласила нас к себе. Она трогательно и задушевно рассказала о «дедушке Петре», герое Отечественной войны русского народа в 1812 году. «Прошлое нашей Родины знает немало примеров, когда русский народ беспощадно уничтожал иноземных поработителей. 130 лет назад вся Европа трепетала от одного имени Наполеона. Подчинив себе европейские государства, французский император стянул к русским границам 600-тысячную армию и 24 июня 1812 года без объявления войны вторгся на территорию российского государства. Но не тут-то было. На борьбу с полчищами Наполеона поднялся весь русский народ. Началась знаменитая Отечественная война двенадцатого года, которая закончилась полным разгромом армии Наполеона. Пётр Иванович Багратион, мой дед (его портрет у сестёр висел на самом видном месте в гостиной), был смелый, бесстрашный полководец. С 16 лет он посвятил себя военной службе. В десяти походах и экспедициях, в 127 сражениях участвовал. Недавно в военных архивах найден план, составленный Петром Ивановичем, по которому видно, каким талантливым полководцем, искусным стратегом и тактиком был он - достойный ученик Суворова и боевой сподвижник Кутузова». Сейчас, когда мы, тесно сплотившись вокруг своего вождя товарища Сталина, ведём героическую Отечественную войну с фашистскими варварами, с новой силой встаёт в памяти Отечественная война 1812 года. «Как хотелось бы мне быть сейчас на поле битвы вместе с нашими войсками. Моя старшая сестра Елизавета Петровна участвовала в первой империалистической войне в качестве сестры милосердия. Отправившись добровольно на фронт, организовала на передовых позициях санотряд кавказской дивизии. Она проявила настоящий героизм.
У меня хранится дощечка с номером, снятая с одного дома в Галиции, вблизи которого сестра под ураганным огнём немцев, подвергаясь смертельной опасности, оказывала помощь раненым. Преклонные лета, к сожалению, не позволяют мне быть на фронте на передовых позициях. Но зато с какой радостью несу вахту в отряде самозащиты! Чувствую, что этим маленьким делом вношу свою долю в общее дело нашей Родины, борющейся с нашествием фашистской орды. Нет, не бывать на нашей земле фашистскому игу. Победа будет за нами. Враг будет разбит».
На самом деле Елизавета и Вера Багратион - внучатые племянницы героя войны 1812 года Петра Ивановича Багратиона. У родоначальника русских Багратионов грузинского царевича Александра были два сына - Иван и Кирилл.
У первого и родился знаменитый полководец Отечественной войны 1812 года. А Елизавета и Вера - потомки второго сына Кирилла, его правнучки. Их родной дедушка Александр Кириллович также участвовал в войне 1812 года, а отец Пётр Александрович - в Венгерском походе 1849-го и, по воспоминаниям дочери Елизаветы, - в Крымской войне. В южном городе, как рассказывается на сайте «Старая Ялта», они жили на даче двоюродного брата (по отцу) Александра Войцеховича, после его смерти дом на углу улиц Николаевской (Коммунаров) и Чукурларской перешёл им. В Ялте в 1913-м они похоронили маму Елизавету Павловну и старшую сестру Нину. В 1920-м в Багреевке под Ялтой большевики расстреляли их старшего брата Александра, уволившегося из армии в 1916-м по состоянию здоровья и не участвовавшего в Гражданской войне. Ещё один брат - Дмитрий - вначале воевал в Белой армии, командовал дивизией, после вступил в Красную армию, был начальником Высшей Кавалерийской школы РККА, умер от болезни в 1919-м.
Сёстры дожили до освобождения Крыма от фашистов, а вот до Победы - нет. Сказались все тяготы и невзгоды - Веры Петровны не стало 28 декабря 1944-го, а Елизаветы Петровны - 5 февраля 1945-го. Увы, могилы их со временем затерялись.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото автора.