Пятая колонка

17 Сентябрь 2019 576
Чтобы снизить риск недолива, специалисты рекомендуют заправляться небольшими объёмами. Фото Александра КАДНИКОВА.
Чтобы снизить риск недолива, специалисты рекомендуют заправляться небольшими объёмами. Фото Александра КАДНИКОВА.

Каждая пятая автозаправочная станция в России не доливает топливо. Такие данные предоставили в Росстандарте по итогам проведённой в этом году проверки. Кроме того, почти на каждой десятой АЗС обнаружены некачественный бензин и дизель. Представители отрасли, само собой, утверждают, что эти проверки не отражают реальной картины топливного рынка, однако в правительстве поднят вопрос об ужесточении мер за нарушения: штрафы за недолив горючего могут вырасти в пять раз, минимум до 500 тыс. рублей.

Обзор главных экономических событий недели

Жалеют топлива

С начала этого года число обращений граждан о нарушениях на АЗС выросло более чем на треть. Чтобы выяснить, обосновано ли недовольство потребителей, Росстандарт инициировал проведение проверок, результаты которых действительно оказались неутешительными. Каждая пятая из проверенных АЗС была уличена в недоливе топлива.
Конечно, недолив может возникать из-за технического сбоя в колонке, но, чтобы этого не происходило, АЗС ежегодно проводят поверку своего оборудования. «Любая станция пользуется программой, которая рассчитывает отпуск топлива либо по заказанному объёму, либо на определённую сумму, например, на 1 тыс. рублей, - комментирует председатель правления межрегиональной общественной организации «Народный контроль» Алексей Смирнов. - В программу можно внести изменения, которые позволяют автоматически устанавливать недолив. В итоге вы видите, что топливо залито на 1 тыс. рублей, а фактически было на 900».
Впрочем, в Независимом топ­ливном союзе считают, что данные Росстандарта не отражают настоящую ситуацию с недоливом на российском рынке и реальное число нарушений меньше 19%. Недолив на АЗС существует, говорят представители отрасли, но это не системная проблема - она схожа с недовесом в магазине или на рынке, а рост числа жалоб на нарушения при продаже топлива связан с более активным освещением проблемы в СМИ.
Как бы то ни было, сейчас при обнаружении случаев недолива топлива в отношении лиц, это допустивших, возбуждаются дела об административных правонарушениях. Сумма штрафа для должностных лиц составляет от 20 до 50 тыс. рублей, для юридических - от 50 до 100 тыс. Однако Министерство промышленности и торговли РФ внесло в правительство законопроект, предполагающий в качестве альтернативы нынешнему объёму взыскания введение оборотных штрафов: 1% от суммы выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс. рублей. В случае повторного нарушения штраф вырастет до 3%, но не менее 2 млн. рублей. Как сообщили в Росстандарте, проект закона в целом получил поддержку заинтересованных ведомств. Помимо штрафов, Минпромторг предлагает разрешить надзорным ведомствам проводить проверки в режиме «тайного покупателя», без предварительного уведомления АЗС, а также разработать новый ГОСТ для топливораздаточной колонки, который исправит недостатки существующего стандарта.

Эксперимент по четырёхдневке

В Минтруде обсуждают введение четырёхдневной рабочей недели в тестовом режиме на предприятиях, входящих в нацпроект по повышению производительности. Об этом на прошлой неделе сообщил замминистра экономического развития Пётр Засельский. Эксперты не видят в четырёхдневке ничего страшного, однако предупреждают, что не все организации к этому готовы.
В нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» на данный момент входят 266 предприятий малого и среднего бизнеса из 30 регионов России. Среди них, в частности, компании из сфер обрабатывающего производства, сельского хозяйства, научной и технической деятельности, строительства. «На предприятиях работники 30-40% времени ничего не делают. Наша задача не в том, чтобы сократить рабочий день, а в том, чтобы они смогли делать его полезным, - заявил Пётр Засельский. - Вывод о том, нужно сокращать рабочий день или нет, будет сделан пос­ле апробации этих методик на очень большом количестве предприятий».
Интересно, что по данным Организации экономического сотрудничества и развития, работающие россияне за один час создают всего около $23,8 валового внутреннего продукта. Среди стран - членов организации более низкий показатель только у Мексики ($21), а среднее значение составляет $52 в час. При этом общее время, проводимое россиянами на работе, - одно из максимальных - 1974 часов в год. Среди государств ОЭСР этот показатель выше только в четырёх странах: Мексике, Южной Корее, Греции и Коста-Рике. Таким образом, получается, что жители нашей страны, большую часть жизни пропадая на работе, этой самой работой, в сущности, почти не занимаются. Или она не приносит реальной пользы государству и ощутимого дохода самому работающему.

Елена ЮМАНОВА.