Белое золото царей

10 Октябрь 2018 217

Так называют фарфор, изделия из которого ценились во все времена. Лучшие образцы предметов, украшавших императорские резиденции, представлены на выставке «Поставщики фарфора Российского императорского двора» в Центральном музее Тавриды.

 - Эта экспозиция - результат нашего сотрудничества с музеями Санкт-Петербурга, которое началось два года назад, - отметил на открытии выставки директор ЦМТ Андрей Мальгин. - Судя по отзывам, наши совместные проекты радуют публику. Благодаря поддержке Министерства культуры республики, нашим партнёрам из города на Неве, к нам доставлены уникальные предметы из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Они дополнены изделиями, хранящимися в наших фондах.
На выставке представлены художественные предметы Мейсенской фарфоровой фабрики, Севрский фарфор, заводов Villeroy & Воch, Гарднера, Попова, Кузнецова, братьев Корниловых. Все эти предприятия в разные годы получили почётный статус «Поставщики Российского Императорского двора». Это престижное в торгово-промышленном сообществе звание давалось производителям самой лучшей в мире продукции и считалось само по себе знаком качества. Министерство Императорского Двора всегда стремилось приобрести фарфоровые изделия самого высокого художественного уровня: изящную фарфоровую скульптуру, роскошные сервизы, драгоценные вазы и предметы интерьера.
- Традиции мастеров фарфора живы, современные художники умело восстанавливают утраченные предметы, - рассказывает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Родион Зеленков. - Ещё во времена Николая I было принято решение выпускать все изделия императорского фарфорового завода в двух экземплярах: один доставлялся во дворец, а второй оставался в запасниках завода. Благодаря этому сейчас абсолютно любая вещь может быть воспроизведена.
- Всё, что мы видим на выставке, - оригиналы?
- Да, это поистине уникальные вещи. Взять хотя бы миниатюрный бюст Екатерины II, выполненный русским скульптором французского происхождения Рашеттом. Жан-Доминик был приглашён в 1799 году для работы модельмейстером Императорского фарфорового завода. По его моделям создано много изящных предметов, среди которых - знаменитый «Арабесковый сервиз». А прославился Яков Иванович Рашет, так его стали звать у нас, портретной серией «Народы Российского государства», которая имеет большую историко-этнографическую и художественную ценность.
Известно, что Екатерина II больше всех занималась заводом, созданным при Елизавете Петровне в 1744 году. На Невской порцелиновой мануфактуре, как тогда называлось это производство, в первые годы изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы, которые она дарила приближённым и отправляла в качестве дипломатических подарков. В правление Екатерины Великой из Парижа были приглашены лучшие скульпторы, среди которых был Морис Фальконе, прославившийся конным памятником Петру первому. Французские мастера привезли с собой технологии, станки, талантливых учеников. Первый в России и третий в Европе фарфоровый завод уверенно шёл к мировому признанию.
- Уникальные предметы из фондов нашего музея ранее выставлялись в Ливадии, - напомнила куратор выставки в ЦМТ Эльвира Пияева. - Это была экспозиция «Крымская коллекция». А для жителей Санкт-Петербурга сформировали экспозицию «Путешествие в Крым». В этом принимали участие «Эрмитаж», Морской музей, Центральный музей Тавриды, Севастопольский музей.
Не секрет, что музейщики неохотно идут на то, чтобы вывозить уникальные экспонаты за пределы мест их пребывания. Понять их можно - всегда есть риск утраты по непредвиденным обстоятельствам, что чревато серьёзной ответственностью для директора музея и главного хранителя. Выразить признательность тем, кто идёт на такой шаг, чтобы сделать для всех крымчан доступными шедевры русской и мировой культуры, наш долг. Что мы и делаем каждый раз, принимая у себя сотрудников ведущих музеев нашей страны, визиты которых становятся регулярными.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.