«Спокойно, взвешенно рассчитать каждый шаг...»

13 Октябрь 2016 142
Наталья Киселёва.
Наталья Киселёва.

Результаты прошедших выборов депутатов Государственной Думы начали приобретать практические очертания - нижняя палата российского парламента, в которой заняли свои места «наши» депутаты, приступила к работе, в высших эшелонах власти произошли кадровые перестановки. Начался новый этап в истории всей страны и, соответственно, в истории одного из российских регионов - Крыма. Оценить произошедшие и происходящие перемены мы попросили руководителя филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) в Симферополе, члена Общественной палаты Республики Крым Наталью КИСЕЛЁВУ.

- В новом составе Госдумы у партии власти теперь конституционное большинство. Как скоро оно понадобится?
- Если говорить просто о большинстве, то оно понадобится для принятия законов и поправок, как только новый состав Госдумы начнёт работать. Конституционное большинство, а это не менее 2/3 в нижней палате (Государственной Думе) парламента и 3/4 в верхней (Совете Федерации), согласно Основному Закону РФ, требуется для принятия Федеральных конституционных законов. К вопросам, предусматривающим принятие ФКЗ, относятся в том числе и порядок принятия в Российскую Федерацию, и образование в её составе нового субъекта.
И на данный момент закон
«О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» является последним из федеральных законов, принятых в парламенте. Следует отметить, что партия «Единая Россия» не впервые получила конституционное большинство в Государственной Думе. Для меня, честно говоря, не важно, как скоро понадобится это большинство, а вот для чего оно понадобится - это немаловажно. Надеюсь, что геополитическим противникам России достанет здравого смысла не довести ситуацию до того, чтобы российскому президенту пришлось вводить режим военного положения. Что же касается вопросов внутренней политики, для решения которых требуется конституционное большинство, как, например, укрупнение регионов РФ, о чём уже не раз говорилось в российском экспертном сообществе, то не вижу в этом никакого негатива. Тем более что российский президент твёрдо стоит на позициях, что «нужно всё делать спокойно, взвешенно, рассчитать каждый шаг, чтобы, как говорится, не навредить».
- Роль и значение депутатов от Крыма и Севастополя: станут они в первую очередь крымской командой, а во вторую очередь - федеральной, или наоборот? Иными словами, кто в большей степени будет влиять на их поведение - московские товарищи или крымские?
- И в первую, и во вторую очередь депутаты от Крыма и Севастополя, а это относится не только к мажоритарщикам, но и к тем, кто прошёл по партийному списку, обязаны поддерживать связь с избирателями, что определяется соответствующим федеральным законом об их депутатском статусе. И если крымские и севастопольские избиратели будут ставить какие-то актуальные вопросы перед депутатами, то они просто обязаны на них реагировать. Процитирую в данном контексте руководителя ФоРГО Константина Костина. В своём послевыборном интервью он обращал внимание на выступление Вячеслава Володина в фонде накануне выборов, когда тот обратил внимание на «проседание» электорального рейтинга даже «Единой России» в округах, где у неё нет одномандатников. Выборы показали, что это действительно так. Поэтому, подчёркивает Константин Костин, «партии заинтересованы, чтобы одномандатники выполнили то, что обещали во время кампании.
В противном случае появятся другие одномандатники и, может быть, от других партий. А это очень важный политический и электоральный ресурс».
- На федеральном уровне уже произошли весьма серьёзные кадровые изменения - можно ли говорить о некой общей тенденции в этих решениях, и если да, то о какой?
- Думаю, что здесь также будет уместно процитировать Константина Костина, который считает, что нет «смысла в разговорах о переходе от володинской весны к кириенковской оттепели. Администрация президента - это аппарат, который содействует президенту в реализации его полномочий и эту работу обеспечивает. Есть какие-то внутрикорпоративные вещи: это стиль работы, подход к решению тех или иных проблем, но если говорить о векторе, политике в целом, она определена президентом, и её реализация продолжится».
- Кадровые перестановки в крымском управленческом аппарате продолжаются. На примере министра ЖКХ мы видим, что мечты некоторых крымских общественников отчасти сбываются - нынешний замминистра работал с Карповым довольно успешно, судя по сумме выигранных его фирмой госконтрактов в бытность Карпова руководителем АО «ГУ ЖКХ» МО РФ. Аналогичным образом были хорошо знакомы по совместной работе бывший полпред президента Олег Белавенцев и бывший вице-премьер Евгения Бавыкина. Можем ли мы говорить о постепенном формировании новых групп влияния?
- Для крымчан не столько важно появление новых групп влияния, тем более что к старым накопился уже определённый счёт, сколько важен результат. Если новые группы влияния повлияют на улучшение социально-экономической ситуации в регионе, то польза будет всем - и самим группам, и, главное, Крыму.
- Назначение заместителя полпреда Кирилла Степанова «куратором Крыма», странным образом совпавшее с уходом главы республики в недельный отпуск, - это усиление надзора и свидетельство повышенного внимания к полуострову или вполне рядовое организационное решение?
- Результаты такого, как вы отметили, странного совпадения мы можем увидеть в ближайшее время. Но само по себе назначение заместителя председателя ЮФО Кирилла Степанова куратором Крыма и Севастополя - это нормальное кадровое решение, свидетельствующее в том числе и о повышенном внимании к полуострову. Было бы странным, если бы такого внимания не было к регионам, возвратившимся в состав России всего лишь менее трёх лет назад. Собственно, задачи этих кадровых назначений в аппарате полпреда президента Российской Федерации в ЮФО озвучены в правительстве. Одними из основных названы содействие структурам управления в исполнении их функций и координация взаимодействия с федеральными органами власти, дислоцированными в Рес­публике Крым и Севастополе.
В рамках этих задач в Севастополе представлен и новый федеральный инспектор Александр Антонцев. У нас пока нет.
- Какого рода перестановки руководящих кадров могут ожидать нас в краткосрочной перспективе (с точки зрения смены функций, а не персоналий)?
- Собственно, эти перестановки уже обозначены. Сергей Аксёнов заявил о возможном сокращении числа вице-премьеров. Но здесь кадровая интрига в исполнительной власти сохранится ещё некоторое время. Что же касается Госсовета, то в крымском парламенте в отличие от правительства, без интриг. На должность первого вице-спикера, которую ранее занимал Константин Бахарев, представлена кандидатура Натальи Маленко, занимающей должность председателя комитета Госсовета по труду, соцзащите, здравоохранению и делам ветеранов. Известны и остальные фамилии кандидатов, выдвинутых на освободившиеся депутатские места и посты.
- Каков в настоящее время уровень доверия к власти - высокий, средний?
- Для оценки доверия к власти надо определиться, о каких властных институтах мы говорим. Доверие крымчан к российскому президенту Владимиру Путину было и остаётся очень высоким. Если же речь идёт об исполнительной власти Республики Крым, то уровень доверия к ней не стоит на месте, но и не растёт. Можно назвать его средним. Если же мы говорим о доверии к муниципальным органам власти, то здесь всё зависит от региона. В одних регионах нашей республики он средний, в других - низкий.
- Мы часто слышим о проблемах коммуникации между властью и обществом - в чём они?
- Проблемы в коммуникации власти и общества в любой стране и в любом регионе появляются тогда, когда представители первой «страшно далеки от народа». Крым в данном случае не является исключением. О существовании проблемы свидетельствует и статистика обращений крымчан к президенту. Например, в
I полугодии 2015 года количество индивидуальных и коллективных обращений в адрес президента Российской Федерации составляло 6928, а в 2016 году за этот же период количество обращений выросло до 13133, то есть почти на 90%.
- Действительно, есть, над чем задуматься...

Беседовал

Николай ФИЛИППОВ.