Новое дыхание

Радужные перспективы культурного наследия

23 Апрель 2016 401
На Пасху вход на территорию Херсонеса будет бесплатным и неограниченным.
На Пасху вход на территорию Херсонеса будет бесплатным и неограниченным. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Крупнейший из историко-археологических комплексов Восточной Европы, колыбель христианства на Руси - Херсонес во многих смыслах является уникальным объектом, поводом для крымчан гордиться своим полуостровом. В России музей-заповедник был оценён по достоинству: в начале 2016 года по распоряжению Владимира Путина Херсонес был внесён в число особо ценных объектов культурного наследия России. О том, к чему обязывает и какие перспективы открывает новый статус, мы поговорили с руководством музея-заповедника.

Приятное и полезное
Начать стоит с того, что с 2016 года посещение территории заповедника, равно как и заказ экскурсии, для жителей и гостей полуострова станет совершенно бесплатным. При этом трудовой коллектив музея недостатка в финансах испытывать не будет.
- Доходы, которые мы теоретически могли бы получить от платного обслуживания, будут компенсированы за счёт благотворительных взносов, - пояснила директор музея-заповедника Лариса Седикова. - Посещение и экскурсионное обслуживание является бесплатным для любых категорий граждан.
Вместе с тем без трудностей не обойдётся. На «халяву», как известно, желающих мало не бывает. Уже сейчас, в далеко не самый бурный период посещений, администрация музея отмечает увеличение количества посетителей в 4 раза! Чтобы музей смог потянуть такую «антропологическую» нагрузку, администрации придётся принять ряд охранных мер.
- Археология всегда граничила с туризмом. Но огромная территория Херсонеса требует от нас бережного отношения. Можно себе представить, что будет летом, когда все тур­операторы стараются включить Херсонес в туристические программы. Поток будет колоссальный. В связи с этим мы сейчас занимаемся разработкой документации по антропогенным нагрузкам на памятник, - пояснила Лариса Седикова.
Немаловажную роль в комплексе охранных мероприятий будет отведено и контролю за прибрежной зоной заповедника, которую находчивые местные жители давно облюбовали под пляж, и туристы, не будь дураками, частенько с удовольствием следуют этому примеру.
- В Херсонесе купаться всегда было запрещено. Но в связи с тем, что у нас не было ни физической, ни технической возможности этот процесс контролировать и количество посетителей не было зашкаливающим, то вопрос не решался, - пояснила директор Херсонеса. - В этом году в связи со статусом на нас ложится колоссальная ответственность как за сохранность объекта, так и за безопасность посетителей. Поэтому с мая нам будет введён пост полиции, который будет помогать осуществлять контроль прибрежной территории, чтобы Херсонес можно было называть памятником, а не пляжем.
Справедливость
торжествует. Иногда
Одновременно с новшествами, к которым обязывает федеральный статус, в заповедник возвращается и справедливость: огромные территории, имеющие историческую и культурную ценность, на протяжении последних десятилетий упорно игнорировавшуюся в угоду коммерческим и другим интересам, были переданы в ведение музея-заповедника. В результате территория, составлявшая при Украине 290 гектаров, в 2016 году расширилась до 418 гектаров. Несмотря на очевидный прирост, в этой статистике есть и печальные страницы.
- Могу сказать, что результат охранных исследований неутешительный: часть усадеб, которые были известны в 90-е годы, сейчас безвозвратно утеряна - участки либо распаханы, либо застроены, - констатировала учёный секретарь Херсонеса Наталья Гинькут. - Зато мы случайно обнаружили остатки неплохой усадьбы у будущей севастопольской объездной магистрали в районе Камышовой бухты. Мы не предполагали, что она там есть. Это небольшой кусочек, но тем не менее. Проектировщики пошли навстречу: магистраль будет немного перенесена, чтобы мы могли исследовать и сохранить объект. Это счастливая случайность.
В ведение музея были переданы и «филиалы» - крепость Чембала в Балаклаве и Каламита в Инкермане. Для придачи им «музейного вида» в 2016 году ФЦП предусмотрено около
75 миллионов рублей.
- Там необходимо создание некой музейной инфраструктуры, чтобы цивилизованным образом принимать посетителей. В наших планах это есть: по ФЦП в этом году планируются работы по ограждению крепости Чембала и разработки проекта консервации оборонительных сооружений. Оградить мы должны все 30 участков - это примерно 34 километра ограждений, - сообщила Лариса Седикова.
А вот в решении вопроса о возвращении пресловутой коллекции скифского золота на справедливость пока приходится только надеяться.
- Сейчас идут суды. Наши музеи наняли адвоката, в том числе и адвоката в Амстердаме. В этой ситуации многое зависит от политики, но мы будем надеяться на позитивные результаты. По крайней мере коллекцию не отдали украинской стороне, которая претендовала на неё, - выразила надежду директор Херсонеса, отметив при этом, что условия хранения коллекции амстердамскими коллегами выполняются безукоризненно.
Под грифом ЮНЕСКО
Прокомментировала администрация заповедника и распространившийся в сети миф о том, что ЮНЕСКО будто бы включила Херсонес в список объектов, опасных для посещения (напомним, в 2013 году Херсонес был включён в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. - Ред.).
- Это информация одной из британских газет, - пояснила Лариса Седикова. - Речь идёт о мнении МИД Великобритании, и это их частная точка зрения. На сайте ЮНЕСКО такой информации нет. В терминологии ЮНЕСКО есть понятие «памятник, внесённый в список объектов, находящихся под угрозой» - например, Пальмира. Херсонес в этот список не внесён. Все мы понимаем, что это политическое выступление, и опасным Херсонес ни в коей мере не является.
Такого же мнения придерживаются иностранные коллеги-археологи, которым, к большому обоюдному сожалению, доступ в Херсонес закрыт.
- К сожалению, экспедиции, которые приезжали из-за рубежа, по очевидным причинам не могут приехать сейчас. И исследователи, которые работали в них, очень об этом сожалеют, - отметила директор уникального музея-заповедника. - Они хотели бы вернуться. Они надеются, что всё ещё может измениться.

Наталия НАЗАРУК.