У хорошего хозяина и земля лучше родит

15 Апрель 2014 749
Николай Полюшкин.
Николай Полюшкин.

Сельскохозяйственную отрасль республики в последние годы чаще называли иждивенцем, чем кормилицей. Без всяких на то оснований, естественно. Потому и российские планы за очень короткий срок превратить Крым из дотационного региона в бюджетообразующий исполнимы. О том, с чего планируется начать и какие планы у аграриев на текущий переходный год, наш корреспондент узнал у министра аграрной политики и продовольствия РК Николая Петровича ПОЛЮШКИНА.

- Не секрет, что за годы украинской независимости сельскохозяйственная отрасль республики заметно сдала свои позиции. При этом нас кормили многочисленными государственными программами развития различных отраслей, которые оставались лишь на бумаге. Как за истёкшие 23 года изменился аграрный потенциал Крыма, что мы теперь имеем и сколько от всего этого получаем?

- К сожалению, это так. По состоянию на 1 апреля текущего года в сравнении с 2013 годом во всех категориях хозяйств на 3,9% сократилось поголовье крупного рогатого скота. В том числе коров - на 1,8%, до 64 тысяч голов. Основная причина такого сокращения в том, что отрасль в течение трёх лет была вынуждена работать без дотаций. Такое положение дел и породило существующий дефицит молока и молокопродуктов, который выливается в высокие розничные цены завозных продуктов. Сравнивать такое положение дел с советским периодом, когда крымская продукция вагонами транспортировалась по всей стране, не берусь: слишком разительной может получиться картина. В то же время не стоит зацикливаться на сплошном негативе. К примеру, в январе-феврале у нас существенно увеличилось производство мяса, яиц. Наши сельскохозяйственные предприятия умеют работать: даже в такое сложное время они уже взяли курс на увеличение поголовья свиней. Думаю, теперь, когда республика на деле стала очень привлекательной для инвесторов, у нас всё получится.

- Какие перспективы на урожай у нас в текущем году?

- По состоянию на 15 апреля крымские аграрии завершили сев ранних яровых культур на общей площади 75,7 тысячи гектаров, большую часть которой занимает яровой ячмень. Приступили к севу поздних яровых зерновых: кукурузы, проса, подсолнечника. Состояние посевов озимых культур относительно неплохое: 76% посевов получили оценку «хорошо», 21% - в удовлетворительном состоянии, а на 8 тысячах гектаров всходы получились слабыми и изреженными. Это около 2% всего озимого клина и не делает существенной погоды в урожае республики. Другой вопрос, что за последний месяц на поля не пролилось ни одного дождя и в верхнем слое почвы уже наблюдается недостаток продуктивной влаги. В этом вопросе наш регион традиционно зависит от воли небес, поэтому загадывать о том, каким в июле получится крымский зерновой каравай, у селян не принято. Цыплят, как известно, по осени считают.

- Кроме засушливой степи, которая в последние годы стала своеобразной «зоной отчуждения», на севере полуострова есть обед­нённые или засолённые участки сельхозугодий, которые можно привести в порядок с помощью элементарных приёмов. Есть ли планы использовать в будущем и их?

- Мы имеем 340 тысяч гектаров солонцовых земель - это около 28% всей крымской пашни. Внесение в такую почву мелиорантов, в частности фосфогипса, позволяет значительно повысить урожайность зерновых и кормовых культур. В частности, прибавка зерна составляет 3-5 центнеров с гектара, кормовых - от четырёх центнеров с гектара. Согласно научным рекомендациям оздоравливать такую почву нужно один раз в пять лет, для чего требуется пять тонн фосфогипса на гектар. Это значит, что в год нужно вносить мелиоранты на 60 тысяч гектаров. До 1991 года эти работы проводились почти в полном объёме - по 48-55 тысяч га в год. С 1996 года гипсование солонцовых земель было прекращено полностью и деньги на это не выделялись. В 2007 году о проблеме вспомнили и была утверждена соответствующая региональная программа, но и по ней государственная финансовая поддержка до Крыма так и не дошла.

- Восстановление орошения - больной вопрос для республики. В прошлом году нам обещали решить его при помощи китайской финансовой поддержки, а какие планы теперь?

- Год назад в украинском Кабмине говорилось о замене систем ирригации инвесторами из КНР. Но, как это не раз случалось и ранее, первый транш размером в 3 миллиарда долларов на нашу грешную землю так и не спустился - остался в Киеве. Единственное, что известно об этих деньгах, - приобретение Государственной зерновой корпорацией Украины шести зерновозов. Все остальные проекты остались в подвешенном состоянии, и дорогостоящее восстановление внутрихозяйственных оросительных систем легло на плечи предприятий. Могу заверить: они делают в этом плане всё возможное. Но, к сожалению, из 400 тысяч гектаров под поливом сейчас остались лишь 163 тысячи гектаров.

- Тем не менее ранее аграрии хотя бы имели возможность получать государственные компенсации затрат на полив, что влияло на его общую стоимость. Как этот вопрос будет решаться теперь?

- Вы правильно сказали: имели возможность получать. Как в лотерею: билет есть - попробуй выиграй. Компенсации как таковой не было 3 года. Кредиторская задолженность за это время составила 7,7 миллиона гривен из бюджета Крыма и 2,2 миллиона гривен государственного долга. Сейчас речь идёт о том, чтобы погасить эти долги за счёт средств Российской Федерации и республики. Параллельно ведётся работа по адаптации крымских сельскохозяйственных предприятий к российскому законодательству. Это позволит подключиться к российским программам субсидирования и финансовой поддержки. Поверьте, по российскому агросектору работает целый комплекс программ, часть которых непосредственно касается и мелиорации. И деньги по ним, в отличие от прежней «поддержки», выплачиваются не виртуально.

- Наши читатели часто высказываются за то, чтобы передать канал в юрисдикцию Республики Крым. Насколько реален такой замысел?

- Об этом можно было бы говорить в том случае, если бы весь канал был на территории полуострова и створы стояли на перешейке. Но это не так: от канала питаются ещё шесть районов Херсонской области Украины. Но Днепр, воду которого мы получаем, не принадлежит украинскому правительству - это российско-белорусско-украинская река. Её истоки расположены на территории России, а русло - в Белоруссии и на Украине. Условия совместного водопользования граждан различных стран регулируются соответствующими международными соглашениями, нарушать которые никто не имеет права. К примеру, река Дунай протекает через территории многих стран, но никому не придёт в голову делить её воду и ставить шлюзы.
Не стану отрицать: днепровская вода нам крайне необходима, ведь без неё у нас выпадут целые отрасли и многие культуры - это кукуруза на зерно, соя, овощи и картофель в частности, бахчевые культуры, виноград и, самое главное, хозяйства людей, их огороды, сады, дачные и приусадебные участки. Допустить этого никак нельзя.

- Ещё одна тема для переживаний после прошлогодней засухи - запасы продовольственного зерна. Хватит ли крымчанам хлеба до нового урожая?

- Вопреки бытующему мнению зерно Аграрного фонда из Крыма не вывозилось: оно находится в Крыму на элеваторах. Срок его хранения не более 2-3 лет, поэтому собственник продаёт его с большим удовольствием. Имеющихся объёмов вполне хватит до нового урожая, никакого повода для беспокойства нет.

- А как обстоят дела с другими продуктами питания, которые завозятся в Крым с материка?

- Дефицитными для Крыма сегодня являются сахар, растительное масло, молоко и молокопродукты. Сахарную свёклу мы не выращиваем, это понятно. А вот семян подсолнечника наши агропредприятия производят достаточно, но они вынуждены были вывозить всё сырьё на переработку. Если построить на полуострове свой завод, то с 70 тысяч гектаров угодий, занятых под подсолнечник, можно получить необходимые для жителей и гостей республики 40 тысяч тонн масла.
С молоком сложнее: собственного сырья хватает на удовлетворение лишь трети потребности рынка. Такую картину мы вынуждены наблюдать из-за глобального сокращения поголовья крупного рогатого скота. Мы уже сделали несколько значительных шагов выхода из кризиса, но опять же дело упёрлось в дотационные долги. К примеру, по государственной поддержке на содержание молодняка КРС в прошлом году селяне недополучили 9 миллионов гривен, а без них скот не сохранить. Кроме того, нужна собственная относительно дешёвая кормовая база, но создать её невозможно без системы орошения. Но и при таком положении вещей Россия не оставит крымскую детвору без молока: в случае надобности весь дефицит поставят из Краснодарского края по первой же заявке.

- Ранее сообщалось о том, что на уборку зерновых в Крым придёт российская техника, а сельхозпредприятия получат дешёвое дизельное топливо. Как решаются эти вопросы?

- Возможность привлечения комбайнов «Ростсельмаша» находится в работе. Один из наиболее приемлемых вариантов - использование техники с отсрочкой платежа за выполненные работы и, естественно, без предоплаты. Техника хорошая: некоторые хозяйства готовы её покупать за собственные средства. Дизельное топливо российские компании уже поставляют нашим аграриям по предварительной заявке. Потребность Крыма на весенний период составляет 12 тысяч тонн.

- Вернёмся к нашим баранам: каким образом нам предстоит возрождать былую славу крымского садоводства и виноградарства?

- Здесь тоже дело до сих пор упиралось в невыполненные обещания. На 1 января 2014 года долг Украины крымским садоводам и виноградарям составил 89 миллионов гривен. При этом вся сумма кредиторской задолженности достигла 119 миллионов гривен. Мы надеемся изыскать недоданные средства в резервном фонде Минсельхоза РФ. Посадка виноградника является очень затратным делом: в 1 гектар нужно вложить до наступления плодоношения 120-150 тысяч гривен. Ведь саженцы нужно не просто воткнуть в землю, им нужно обеспечить опору, их нужно поливать, защищать от вредителей и болезней, формировать. Люди брали кредиты, рассчитывая на компенсацию, а остались у разбитого корыта. Это резко сказалось на темпах возрождения отрасли: в прошлом году в республике смогли посадить всего 30 гектаров молодых виноградников, а надо было в десять раз больше. Но полностью поправить дела в этом году мы вряд ли успеем: слишком большой получился финансовый разрыв. На будущий год уже готовим заявку на участие в программах по поддержке АПК за счёт средств федерального бюджета России.

- Похоже, первыми сумели интегрироваться в российскую экономику крымские виноделы. Как идут дела с реализацией крымской продукции на российском рынке?

- Раньше крымские вина, шампанское и коньяки были представлены на российском рынке в мизерных объёмах, теперь перспективы широки. Конечно, возникнут вопросы по дистрибуции, заходу в новые сети, но это всё решаемые рабочие моменты. Все 60 крымских винодельческих предприятий, которые производят подакцизную продукцию, получили лицензии для работы на российском рынке. Поэтому можно сказать, что наконец-то наши высококачественные напитки получат должное признание на самом широком уровне.

Беседовала

Наталия ГОНЧАРОВА.