Владимир Константинов: Экзамен выдержали

4 Ноябрь 2012 546
Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым, первый заместитель председателя КРО Партии регионов Владимир Константинов в эксклюзивном интервью «Крымской правде» подвёл итоги парламентских выборов и рассказал о том, какие задачи придётся решать правящей партии и крымскому парламенту в ближайшем будущем.

- Первый вопрос традиционный: довольны ли вы итогами выборов?

- Могу сказать совершенно искренне - я результатами доволен. Доминирование Партии регионов в автономии абсолютно, и выборы это в очередной раз показали. Даже при том, что сейчас не самые хорошие времена для страны, кризис, люди продолжают нам доверять. Обратите внимание, поддержка настолько мощная, что все кандидаты от нашей партии безусловно побеждают в одномандатных округах. Ведь это тоже своего рода социологический тест. Это был экзамен для нас, и мы его выдержали.

- Потому что шли командой?

- Основная база партии - местные ячейки, которые сформированы много лет назад и работают постоянно, а не только во время предвыборных кампаний. Многие партии недооценивают роль первичных организаций, а ведь они ведут колоссальную работу, которая не всем заметна, потому что о ней мало пишут в газетах. Эта работа будничная, очень затратная, без особых сенсаций. Но она необходима людям. Именно поэтому у нас колоссальное поле поддержки. Конечно, это огромная ответственность. Крымчане оказали доверие, и нам никак нельзя их подвести.

- Специалисты предсказывали, что в голосовании примут участие больше 60% избирателей, а реальный процент явки оказался скромнее, хотя и превысил показатель 2010 года. Кто не пришёл на выборы? Ваш электорат или нет?

- Прежде всего давайте не забывать, что мы недавно провели две мощнейшие кампании по одномандатным округам - я имею в виду довыборы в Верховный Совет Крыма. Люди устали. Сыграло свою роль и снятие своей кандидатуры Александром Баталиным. После того, как Александр Сергеевич сошёл с дистанции, те избиратели, которые собирались голосовать за него, просто не пришли на участки.

- То есть те, кто не пришёл 28 октября к урнам, это главным образом «ваши» люди?

- Да, это наши избиратели. Судите сами: те, кого не устраивает Партия регионов, могли пойти и проголосовать за коммунистов или даже за «УДАР». Но они не пошли голосовать за другие партии. Это наши люди, которые нам верят, но сами себя успокаивают тем, что «всё и так понятно, президент - наш, правительство - тоже, ничего страшного не происходит». Конечно, я такой пассивной гражданской позиции не могу одобрить, но это их право.

- Если я правильно понял, у крымской организации ПР остался электоральный «резерв», который хотя и не участвовал в голосовании непосредственно, но ещё может быть задействован?

- Наши избиратели достаточно политизированы и, когда надо, легко мобилизуется. Но мы в этой кампании и не давали мессиджей «Люди, выйдите! Или жизнь, или смерть!», мы вели спокойную взвешенную кампанию. Вот в 2006-м году мы ставили вопрос жёстко «или мы, или они». Партия тогда находилась в оппозиции, мы все испытывали колоссальное давление со стороны «оранжевой» власти, которая стремилась уничтожить нас как политическую силу. Сейчас наши избиратели не видят опасности, поэтому слегка успокоились. Но эти люди никуда не делись, они есть, они не ушли от нас.

- В чём-то не пришедшие голосовать оказались правы. Вы набрали внушительный процент и без их голосов. А кого, кстати, вы рассматриваете в качестве главного политического противника - в масштабах Крыма?

- В Крыму таких нет. Никто у нас не развился до такой степени, чтобы соперничать с Партией регионов. Идеологически и организационно мы сильнее всех. Это факт. А вообще в политике самые опасные соперники - идеологические. Однако до сих пор никто не сумел предложить обществу более привлекательных и позитивных идей, чем Партия регионов. Но за пределами Крыма опасность существует. Мы же с вами видим, что происходит на западе Украины.

- Кстати, если говорить не только о крымской специфике, как вы оцениваете появление «Свободы» в новом составе украинского парламента?

- Бесспорно, это - свидетельство болезни общества. Это очень плохо и очень опасно для Украины. До сих пор мы могли гордиться тем, что избежали тех уродливых явлений, которые были свойственны некоторым другим постсоветским странам, гордились тем, что Украина - мирная страна, которая с самого момента провозглашения независимости шла демократическим путём. Проявление такого радикализма - а сегодня статистика показывает, что это уже не локальная болезнь одного региона, а целое явление - чрезвычайно опасно. Это уже крайняя форма национализма, у них много откровенно нацистских лозунгов. А для нас это - очень серьёзный сигнал. Я говорю своим коллегам по крымской организации Партии регионов, что мы обязаны мобилизовать всё крымское сообщество на борьбу с этим злом. Разумеется, возглавить эту борьбу должна Партия регионов. И потому, что мы самая сильная и хорошо организованная партия, и потому, что именно мы, наша республика, будем одной из первых мишеней. Мы - единственная автономия в составе Украины, у нас более 80% говорят по-русски.
И они не скрывают своих намерений нас уничтожить. Удар будет наноситься по автономии, будут попытки лишить Крым этого статуса, будут продолжаться нападки на русский язык и так далее.

- Как будут действовать «свободовцы», понятно. А каким способом можно этому противостоять?

- Нужно создать в Крыму широкую политическую коалицию. Это не дело одной партии. Очень важно, чтобы все крымчане осознали, что происходит в стране, осознали эту угрозу самому существованию автономии. Поэтому нужно задействовать все ресурсы. И те, кто нам идеологически близок - например, коммунисты, партия «Союз», «Русское единство», могут стать нашими союзниками в борьбе с неонацизмом. Нужно более жёстко отстаивать нашу Конституцию, более жёстко требовать, публично и в рамках Конституционной ассамблеи, расширения полномочий Крыма. Активнее, чем раньше, защищать русский язык и право граждан на его использование во всех сферах общественной жизни. Не нужно ждать нападок, нужно отстаивать свои права уже сейчас. Мне много раз в Киеве приходилось слышать миф о том, что «русскому языку ничего не угрожает». Они говорят: «ничего не угрожает» - и переводят русские фильмы на украинский язык, «ничего не угрожает» - но инструкции к лекарствам только на украинском. Обратите внимание на автотрассу Симферополь - Алушта. Все указатели - на украинском и английском. Я не возражаю против украинского. Но при чём тут английский? И где русский? Всё это - вроде бы «мелочи», но они все складываются в систему. Нас успокаивают, что, мол, «Россия рядом, нечего вам бояться». У России - своя политика, это великая страна. А мы живём здесь, на Украине, и защищать свои права должны здесь. Более активная гражданская позиция потребуется от всех крымчан. Что делать партии, мы знаем, но одного партийного форума здесь мало. Нужна широкая поддержка общественности. Это наше общее дело, независимо от партийности.

- За придание русскому языку статуса государственного выступает ведь не только Партия регионов, в этом вопросе у вас много союзников, особенно в Крыму.

- Да, это наша базовая политическая платформа. Не нужно стесняться об этом напоминать и работать в этом направлении. Да, юридически есть большие сложности. Да, может не получиться с первого раза. Это неважно. Не любая политическая задача решается быстро. Но очень важно о ней не забывать и не стесняться её декларировать. Вот коммунисты декларируют передачу предприятий рабочим. Это совершенно нереалистичные в наших условиях лозунги и декларации «вернуть страну народу». Но людям они нравятся.
И все понимают, что это идеология КПУ, хотя они и не выполнят своих обещаний в обозримом будущем. Наши идеи вполне реалистичны. Государственный статус русского языка - не утопия и не предвыборный лозунг. Это записано в партийной программе. И уж нам-то совсем незачем стесняться об этом открыто говорить. Некоторым раньше казалось, что компромиссный закон об основах государственной языковой политики может решить проблему, но сегодня уже всем понятно, что, пока русский язык не получит государственного статуса, реальной защиты ему не будет. Мы не «нацменьшинство», не небольшая этнокультурная диаспора, сравнимая с румынской или венгерской. Безусловно, нужно помогать поддерживать культурные традиции всем диаспорам. Но русские на Украине - особая категория.

- Обычно уступки украинизаторам объясняют намерением «объединить страну»...

- Да разве мы против объединения? Мы - единственные, кто за! Давайте объединять! Но...

Сегодня мы уже слышим предложения открывать уголовное дело за разговоры чиновников на русском языке. Это, конечно, звучит дико, но, зная подходы наших идеологических оппонентов, уже ничему не удивляешься. Кто мог нам с вами сказать в детстве, что мы будем вынуждены смотреть фильмы только на украинском? Кто мог себе такое представить в русскоговорящем регионе? Но это уже происходит. Вспомните, как Тимошенко запрещала учителям по-русски на переменах разговаривать. Да, реализовать это на практике они не могли, у самой Тимошенко на это не было сил.
А теперь посмотрите, какие у них идейные союзники появились. Это очень опасное явление, нельзя его недооценивать.

- В крымских условиях это идеологическое противостояние практически незаметно. На последнем пленарном заседании сессии Верховного Совета депутаты демонстрировали завидное единодушие. Принято несколько постановлений, касающихся социальной сферы. При том, что в стране, как и в Европе, сейчас кризис. Это использование «старых запасов» или задел на будущее?

- В бюджетной сфере мы имеем хороший и устойчивый рост. Верховный Совет направляет сверхплановые поступения бюджета АРК на наиболее важные социальные расходы. Мы продвигаем социальные программы, в частности помощь многодетным матерям, чьи дети достигли совершеннолетия, - вот выдали льготу на компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг. Пусть это относительно небольшая сумма - около 500 тысяч в год, но это - наше достижение, автономии. Началось выделение средств двум крымскотатарским семьям, в которых родились тройняшки, - этот вопрос поднимался по инициативе нашего депутатского корпуса. Всё это мы можем делать благодаря росту доходов.

- Скептики предсказывали: как только закончатся выборы, внимания из центра автономии будет уделяться намного меньше. Так ли это?

- Ничего подобного. Центр свои обязательства выполняет неукоснительно: выделяются как социальные субвенции, так и дотации выравнивания местным бюджетам. На прошедших пленарных заседаниях сессии распределена дополнительная субвенция Автономной Республике Крым из госбюджета в размере 42,6 млн. грн. на выплату заработной платы бюджетникам. Значительная доля этих средств - 40,5 млн. грн. - направлена в регионы автономии. Бюджетники сегодня - самая значительная категория жителей автономии. Поэтому так важна стабильность в финансировании бюджетной сферы.

Ещё я хотел бы отметить, что мы подвели итоги конкурса проектов и программ в области местного самоуправления. Это очень важный конкурс - все местные власти соревнуются, предлагая свои проекты. Они их тщательно готовят, а мы их тщательно отбираем. Ненужных или не очень нужных там нет и быть не может в принципе. На следующем пленарном заседании или заседании президиума мы сделаем видеопрезентацию этого конкурса, она уже готова.

- Центр законодательных инициатив продолжает работать, судя по результатам, его предвыборная лихорадка не коснулась.

- Да, мы подготовили три проекта изменений и дополнений к законам Украины. В этом деле важны не только результаты, но и сама процедура. Когда мы начинали, было много скептических замечаний, мало кто верил, что наш Центр заработает. Но мы справились и сегодня уже имеем успешный двухгодичный опыт работы. Практически на каждой сессии мы рассматриваем предложения Центра законодательных инициатив и направляем их в Киев. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что именно к этой части расширения полномочий - приданию Верховному Совету Крыма права законодательной инициативы - мы уже готовы. У нас есть орган, есть структура, есть специалисты.

- Какой будет эффект, если Крым это право получит?

- Сегодня на примере других стран, где есть автономии, мы можем увидеть, что даёт право законодательной инициативы: как правило, такие автономии гораздо более развиты по сравнению с другими регионами. Объясняется этот эффект просто - более короткий путь от проблемы к закону, её решающему.
В масштабах большой страны этот путь обычно длинный и сложный. Часто очень нужные и правильные законы, проходя через множество инстанций, либо изменяются до неузнаваемости, либо вообще теряются. В случае с автономией право законодательной инициативы позволит быстро и эффективно вводить те же льготы для малого бизнеса, упрощение тех или иных бюрократических процедур и так далее.

- А есть надежда, что именно в этой каденции Крым получит право законодательной инициативы?

- Конечно, мы надеемся на это. Более того, это стало возможным именно сейчас, когда и регионы, и центр имеют одну политическую окраску, а в украинском парламенте будут заседать 9 крымчан-регионалов. Именно сейчас и нужно заниматься восстановлением и расширением полномочий автономии.

- Какой сейчас самый проблемный вопрос во взаимодействии между Киевом и Симферополем?

- Если говорить глобально, то ответ на ваш вопрос даст реформа местного самоуправления. Она давно назрела, и её нужно проводить. Есть множество чисто технических «несостыковок», которые она уберёт. Вот простой пример: сколько денег получать Крыму в следующем году? Каждый раз возникает этот вопрос, и каждый раз возникают проблемы и для Киева, и для Симферополя, сумма может быть больше или меньше. Потому что нет чёткого финансового закона, который бы ориентировал бюджет Украины на регион. Безусловно, придётся вносить изменения в Конституцию, в закон о бюджете, менять саму формулу. Работа предстоит большая, но её необходимо провести. Этот вопрос сейчас прорабатывается, такое понимание у центра есть. В чём неэффективность нынешнего механизма, я вам покажу на простом примере. Предположим, вы - председатель районного или поселкового Совета, у вас маленький бюджет. Вам нужно, к примеру, пробурить скважину или отремонтировать детский садик. Вам говорят: для того, чтобы вы могли получить деньги из бюджета, вы должны подготовить документацию. Вы берёте средства из своего маленького бюджета, которые нелегко достаются, тратите их на подготовку пакета документов. Но средства из госбюджета вам могут и не выделить. Ни в этом году, ни в следующем - госбюджет ведь тоже не бездонный, его возможности ограничены...

- А документация устаревает...

- Совершенно верно. Документация устаревает и либо требует доработки, либо её вообще нужно заказывать заново. И получается, что вы выбросили на ветер значительную сумму из своего небольшого местного бюджета. Разве мы настолько богаты? И ведь это по большому счёту - народные деньги! В результате у нас огромное количество такой вот «незавершёнки», стоимость которой исчисляется громадными суммами. Но это лишь один из элементов несовершенства нынешней системы местного самоуправления, которая досталась нам в наследство от прежних времён. Тот период, когда мы могли позволить себе «проехать» на ещё советском багаже, закончился до кризиса. Сегодня адаптировать систему государственного управления к условиям рыночных отношений - вопрос национальной безопасности. Несовершенство системы не позволяет эффективно противостоять кризису. Реформа необходима.

- Эта задача будет решаться в масштабах всей Украины. А какие задачи будет решать крымский парламент на ближайших заседаниях?

- Во-первых, нужно проанализировать результаты выборов, детально проанализировать политическую палитру нового состава законодательной власти. В результате на одном из ближайших заседаний, ноябрьском или декабрьском, нами будут сделаны соответствующие политические заявления. В том числе необходимо и создание антинацистского фронта. Кроме того, нам нужно подводить итоги девяти месяцев, итоги курортного сезона. В октябре мы уже приняли шестимиллионного туриста, теперь ждём итогов ноября. Курортный сезон фактически продолжается - мне звонят со всей Украины и спрашивают, насколько трудно сейчас с местами в пансионатах. Итоги будут хорошими, это очень приятно. Поскольку приближается конец года, нам нужно утверждать отчёты членов правительства. На ноябрьском и декабрьском заседаниях мы будем этим заниматься. Будем вносить изменения в бюджет - мы уже сейчас знаем, что по итогам года у нас будет перевыполнение, которое позволит нам направить дополнительные средства на социальные нужды.

- И последний вопрос. Когда мы встречались перед началом предвыборной кампании, вы сказали, что возможность продолжить карьеру в Киеве, став народным депутатом Украины, вас больше не интересует, потому что вы не хотите покидать Крым. Не пожалели о своем решении?

- Нет, не пожалел. Могу сказать совершенно откровенно: я - патриот Крыма, я настолько с ним сроднился, что жить не могу без него. Конечно, мы, мужчины, не всегда вольны распоряжаться своей судьбой - если партия скажет, пойдём туда, куда будет нужно. Но ближе и роднее, чем Крым, для меня региона нет. И уже не будет.

Беседовал
Николай ФИЛИППОВ.