Евпаторийская феерия

22 Август 2012 628
Мраморный дворик в караимских кенасах.
Мраморный дворик в караимских кенасах. Фото автора.

Любовь неподвластна уму, говорят поэты. Если можешь объяснить, за что любишь, значит, не любишь вовсе. Сложно сказать, почему я так сильно люблю город, в котором не родилась и даже не росла. Здесь и дышится легко, и мечтается привольно. В детстве он казался таким огромным, что умудрялась заблудиться на крохотной Поляне сказок. Теперь не променяю его ни на один прославленный южнобережный курорт или город с претензией на столицу.

В гости к сказке

Каждое время года в этом городе особенное. Осенью он похож на хмурого романтика. Вот он понимает, что загаданное в июле в трамвайчике желание так и не сбылось, но отчаянно пытается понять: почему и почему со мной? А волны в уже остывшем море тихо шепчут: «Не унывай, будет другое лето». Потом задуют ветры, и с первыми морозами он станет похожим на уездный город N с его размеренной жизнью, где каждый остаётся один на один со своими мыслями и мечтами. Весной город словно помолодеет на 2500 лет и превратится во влюблённого подростка. Ненадёжный весенний лёд будет хрустеть под ногами, а ему хоть бы хны.
С нелепой улыбкой город-подросток будет продолжать любимое занятие - кормить лебедей. Летом он преображается, как никогда. Это город-карнавал. Роскошный, весёлый и самоуверенный настолько, что в блеске огней и в море курортных соблазнов его непросто узнать. Так мы встретились снова. Здравствуй, любимый город. Чем порадуешь, Евпатория?

Забыв, что существуют такси и автобусы, иду пешком. Первым делом надо поздороваться со старыми друзьями - любимыми персонажами Поляны сказок. И пусть в толпе малышей буду выглядеть смешно и неуместно, Евпатория - самый сказочный крымский город, а в сказке можно всё.

Но стоило выйти из парка, где живут герои сказок, как попала в другой мир - развлечений и удовольствий, без которого просто немыслим летом приморский городок. Кафе и рестораны, из глубины которых доносятся запах шашлыка и пение захмелевших от крымского вина туристов, видимо, уже «выросших» из сказок. Курортная суматоха, в которую так любят с головой окунаться отдыхающие, остаётся позади. Если сегодня и хочется нырять, то, безусловно, только в неповторимый колорит старого города.

«Малый Иерусалим»

С появлением пять лет назад пешеходного маршрута «Малый Иерусалим» старый город зажил новой жизнью. И начинается она за воротами Дровяного базара - знаменитыми Одун базар къапусы, построенными в те времена, когда средневековая Евпатория была Гезлёвом. Каблуки «воюют» с брусчаткой, настроение зашкаливает от хорошего до превосходного. И хочется непременно надеть что-нибудь вычурное, чтобы стать полноправной гостьей «Скифского базара». Девушки в еврейских, греческих, крымскотатарских, армянских и караимских национальных костюмах приглашают отведать блюда местной кухни. Но соблазняться ароматным кофе с бахлавой, как на турецкий манер называют здесь сладости, или бузой с чебуреками, приготовленными по старинному караимскому рецепту, рано. Чтобы окончательно проникнуться духом средневековой Евпатории, поднимаюсь на башню крепостных ворот. Здесь расположен макет Гезлёва, который входит в тройку лучших макетов страны, восстанавливающий город XVI века с точностью до дома, дерева и колодца. Но в музеях есть один недостаток: руками ничего не трогать. Поэтому с разгулявшейся фантазией возвращаюсь в самый необычный музей под открытым небом, где можно не только всё потрогать, но и сделать самому. Возле краснощёкого кузнеца собрались большие и маленькие силачи, они будут ковать монеты и подковы на счастье. Девушкам больше нравится материал мягкий и податливый. Они лепят из глины вазы и тарелки. Рядом умелые ремесленники обучат желающих ткацкому делу. Самые маленькие путешественники «Малого Иерусалима» старательно пишут картины на воде по технике местного художника. А если ты ленивый и боишься испачкаться, не рукодельничай, купи милую безделицу на память. Посуды, одежды, сувениров и украшений от лучших мастеров здесь хватает. Уйти со «Скифского базара» с пустыми руками не удастся даже самому закоренелому скряге.

«Малый Иерусалим» назван так потому, что в одном квартале города в мире соседствуют святыни всех мировых религий с более чем вековой историей. Здесь устремились в небо минареты и маковки храмов, сияет на солнце шестиконечная звезда Давида, манят загадкой витражные окна караимской кенасы, завораживает таинство молитвы дервишей и зажжённые на песке свечи в армянской церкви.

Возле торговых рядов современных ремесленников начинается путешествие в историю. На деньги ремесленников прошлого века, проживавших в ближайших кварталах, в 1912 году была построена синагога Егия-Капай или, как её ещё называют, Ремесленная синагога. Главное украшение синагоги - круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды. Центральный вход в неё расположен с западной стороны здания, а с восточной стена с алтарём устремлена на Иерусалим. У входа в этнографический музей, что расположен во дворе синагоги, посетителей встречают «скрипач а идиш Моня» и еврейский портной, чьи эксклюзивные статуэтки были сделаны украинскими мастерами специально для евпаторийского музея при синагоге Егия-Капай. Рядом в национальном кафе слышится заводной мотив «Хава нагила».

Квартал-музей уникален и тем, что это не бутафорский или реконструированный музей под открытым небом, а настоящая жилая часть города. Пока идёшь от синагоги к караимским кенасам, замечаешь, как кипит жизнь в старом городе. Стоит только свернуть в переулок, и ты уже окружён малютками-домами с покосившимися и почти вросшими в землю окнами. Отдыхающие любят снимать здесь жильё: и море рядом, и средневековая сказка под боком.

В круговороте истории

В караимских кенасах - единственном в мире действующем храме этого уже немногочисленного народа - тихо и прохладно. В мраморном дворике, увитом виноградной лозой, охватывает необъяснимое спокойствие. Солнечные зайчики от витражных окон «гуляют» по белоснежным фонтанам.

Караимов осталось очень мало, меньше двух тысяч человек во всём мире. В Евпатории самая большая караимская община, которая с огромной заботой оберегает кенасы. У входа в Большую и Малую кенасы сложно отказать себе в удовольствии и не сделать снимок на память в костюмах.

Мелкий летний дождь распугал зевак-туристов. В армянском храме Сурб Николайоса звенящая тишина. Только тени на старинных стенах от зажжённых в песке свечей. И под аккомпанемент дождя уже снаружи ищу на стене церкви надпись, сделанную французскими солдатами во время Крымской войны. Наконец, не без труда нахожу нацарапанные буквы на одной из стен храма: «Фабри, Рикарди и Филиппа, 1855 год».

А в Текие дервишей - единственной в Крыму обители странствующих мусульманских монахов-отшельников, приверженцев религиозного учения суфизма, - можно стать свидетелями таинства молитвы.

Под суфийскую музыку «стилизованный» дервиш кружится, погружаясь в транс. То ли от переизбытка впечатлений, то ли от чарующей музыки флейты забываюсь на несколько минут. Мерещится ночная Евпатория. Старый причал, одинокий парусник вдали и огни, отражённые в зеркальной морской глади. В золотисто-голубом мареве прекрасный и величественный Свято-Николаевский собор и две горящие свечи - минареты мечети Хан-Джами, так похожей на знаменитую Голубую мечеть в Стамбуле...... Нет, наверное, никогда не смогу сказать, почему так сильно люблю этот город.

Юлия ЦИСАРЬ.