Чистка и обрезание

Дворцы-музеи накануне перемен: реконструкции, кадровые перестановки и, возможно, сокращение финансирования

31 Март 2011 1678
Кто будет содержать достояние республики?
Кто будет содержать достояние республики? Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Наша газета уже рассказывала об инициативе правительства Крыма передать дворцы-музеи в ведение автономии и создать республиканские учреждения, которые будут управлять достоянием республики. («Дворцовые интриги», «Крымская правда», 19.03.2011 г.). Теперь же музеям предстоит масштабная реконструкция, а возможно, и замена руководства. Но, стремясь к амбициозным целям, нельзя упускать из виду специфику музейного дела.

Почём «граница» для бюджета?

Постановлением Кабмина 26 населённых пунктов Крыма внесены в список исторических мест Украины. В них должны быть размещены исторические ареалы. Их границы и режимы утверждены лишь в Алупке, Керчи, Ялте, Массандре, Коктебеле, а в Гаспре, Гурзуфе, Кореизе, Ливадии, Ореанде, Симеизе, Форосе это сделано лишь наполовину.

- Отсутствие утверждённых ареалов исторических памятников Крыма в течение многих лет было основой для реализации теневых схем в земельной сфере, - заявила вице-премьер АРК Екатерина Юрченко на заседании рабочей группы по анализу состояния и эффективности использования объектов культурного наследия. - В течение года местные власти городов и посёлков автономии должны заказать и утвердить научно-проектную документацию по разработке исторических ареалов, задекларировать генеральные планы, учитывая эти ареалы. Это должно быть отражено в стратегиях развития регионов автономии.

Утверждение исторических ареалов напрямую связано с перспективами организации территорий заповедников. Но для разработки планов развития музеев необходимы значительные средства. Директор научно-исследовательского института памятнико-архитектурных исследований Елена Сердюк заявила, что разработка такого документа для одного музея-заповедника может обойтись в 30-50 тысяч гривен. Чиновники профильного министерства и директора музеев уверены: эта сумма может превысить 100 тысяч гривен, ведь крымские музеи расположены на значительных площадях. Таких денег в республиканской казне нет, поэтому придётся скрести по сусекам местных бюджетов.

«Некультурная» проблема

По мнению Юрченко, утверждение исторических ареалов и наличие планов организации территорий музеев-заповедников позволит упорядочить торговлю, экскурсионно-туристические услуги и работу парковок автотранспорта возле этих объектов.

- Правительство автономии намерено пресечь существовавшие в течение 15 лет теневые схемы торговли сувенирами и продуктами питания, проведения экскурсий незарегистрированными экскурсоводами, взимания платы за парковку автотранспорта, - заверила она.

Вице-премьер считает, что в сложившейся ситуации виноваты музейщики, поскольку объекты незаконной торговли расположены на подходах к музеям.

- К сожалению, сегодня нет полного понимания целей нашей общей работы у Министерства культуры Крыма, а также у директоров некоторых музеев, - посетовала Юрченко.

В свою очередь в Министерстве культуры автономии отмечают, что в более 90% случаев незаконные торговые точки находятся на землях местных Советов, которые и отдают участки под павильоны, киоски и другие объекты торговли. Поэтому прежде чем «рубить головы» директорам музеев, тому же Министерству экономического развития и торговли, а также Рескомзему Крыма необходимо разобраться с конкретной принадлежностью земли, на которой находятся «левые» торговые точки. А правоохранителям - поискать чиновников, «крышующих» незаконную торговлю.

Тем не менее Юрченко пригрозила музеям сокращением бюджетного финансирования, если те не разберутся со своими «торговыми» проблемами. По мнению же присутствовавших на заседании рабочей группы чиновников от культуры, попытка урезать бюджетное финансирование чревата не только срывом подготовки к курортному сезону, но и сворачиванием деятельности музеев, поскольку к ним уже применены схемы финансовой «оптимизации».

Из ресторана - в музей

Для того чтобы музеи стали более посещаемыми, а значит, доходными предприятиями, их планируют модернизировать. По словам директора Научного центра историко-краеведческих исследований и Свода памятников Украины в АРК Александра Хливнюка, концепция развития памятника культуры «Ласточкино гнездо» предполагает реконструкцию «визитной карточки» Крыма и создание современной экспозиции, обеспечивающей бесплатный доступ для туристов.

- Необходимо изменение целевого назначения дворца из объекта общественного питания в культурно-выставочный центр и приведение прилегающей территории в надлежащий вид. Планируется обустроить две смотровые площадки, находящиеся в непосредственной близости от памятника, отремонтировать подъездные пути, - сообщил Хливнюк.

В экспозиционных помещениях планируют создать постоянно действующую художественную выставку, посвящённую истории «Ласточкиного гнезда» и Южного берега Крыма. По мнению инициаторов реконструкции, музей может стать выставочной площадкой Крымского отделения Союза художников Украины. Внутри дворца и на прилегающей территории будут проходить концерты, историко-литературные вечера. Планируется создание выставочного павильона с художественным салоном для торговли произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, проспектами, рекламирующими достопримечательности Крыма.

- При правильной организации дела посещаемость музея «Ласточкино гнездо» может быть сопоставима с таким популярным объектом, как Ливадийский дворец-музей, - подчеркнул Хливнюк.

Планируется здесь и проведение сменных выставок. Причём менять экспозицию следует как можно чаще, что, по словам Хвилюка, не потребует особых материальных затрат и усилий специалистов. Однако в Министерстве культуры Крыма так не считают. Специалисты поясняют, что проведение любой выставки изначально подразумевает солидные финансовые затраты на транспортировку, охрану и многое другое. О конкретных суммах можно говорить лишь когда станет известна степень защиты выставок в «Ласточкином гнезде», поскольку чем выше уровень выставки, тем больше для неё необходимо гарантийных средств. И чем ценнее экспонаты, представленные на выставке, особенно если это подлинники, тем большей должна быть гарантийная сумма.

Алексей ЕРМОЛИН.