Человек и дорога

Льготные кредиты вернут

23 Апрель 2025 311
Многие россияне ждут расширения вариантов льготного кредитования.
Многие россияне ждут расширения вариантов льготного кредитования. Фото Александра КАДНИКОВА.

Минпромторг намерен расширить программу льготного автокредитования за счёт семей с детьми. Сейчас субсидированную ссуду на приобретение отечественной машины могут получить только семьи с ребёнком на Дальнем Востоке. Эта инициатива позволит несколько оживить продажи моделей российского производства, однако в нынешних экономических условиях больший эффект дали бы другие меры поддержки, отмечают эксперты.

«Рекордов ставить не будем»

Глава Минпромторга Антон Алиханов в ходе церемонии запуска производства на АвтоВАЗе автомобилей Lada Iskra заявил о планах расширения программы льготного автокредитования.

- Категории, которые у нас были раньше, - учителя, врачи, участники СВО и члены их семей, - уже во многом насыщены, воспользовались мерами господдержки. Будем расширять льготную программу на семейный автомобиль, - сообщил Антон Алиханов.

Министр отметил, что соответствующие поручения ведомству дал первый вице-премьер Денис Мантуров. Алиханов подчеркнул, что «рекордов прошлого года мы, наверное, ставить уже не будем, но этот сложный период мы сможем преодолеть». Условия и возможные сроки введения обновлённой программы автокредитования министр не уточнил.

Программа льготного автокредитования для семей с детьми действовала до 2023 года. В настоящее время она доступна только для семей с ребёнком (без ограничений по количеству детей), проживающих в регионах Дальнего Востока (ДФО). Существующая программа предусматривает скидку в размере 25% от стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, приобретаемого на заёмные средства. На электромобили и гибриды скидка составляет 35%. При этом сама скидка предусмат­ривает не прямое снижение цены, а субсидирование части процентов по автокредиту. Эту разницу государство из бюджета компенсирует банкам. В нынешнем году на программы льготного автокредитования в целом в казне зарезервировано 36 млрд. рублей, а в 2026-м и 2027 году - по 37,7 млрд. рублей.

Автомобили, которые доступны по этой программе, должны быть выпущены в России, иметь уровень локализации не менее 2 тыс. баллов и стоить не дороже 2 млн. рублей. В данный перечень Минпромторга как соответствующие этим параметрам входят все модели Lada, «УАЗ» и «ГАЗ» (массой до 3,5 т), «Москвич 3». Кроссовер Haval Jolion, который прежде также входил в этот список, в начале 2025 года был из него исключён. Что касается электрокаров и гибридов, льготы распространяются на все модели Evolutе, Voyan Dream и Voyah Free, а также на «Москвич 3е», «Амберавто А5», которые выпускаются в России.

По мнению главного редактора журнала «За рулём» Максима Кадакова, скорее всего, за основу возьмут программу, которая сейчас действует в ДФО, возможно, несколько скорректировав её условия. При этом, отмечает эксперт, с учётом интересов и потребностей семей с детьми, выбор моделей, доступных по госпрограмме, не слишком велик, особенно для семей, где есть два-три ребёнка.

Ситуация на дорогах

В период с 14 по 20 апреля 2025 года на территории Респуб­лики Крым зарегистрировано 22 ДТП, в которых 4 человека погибли; 29 человек получили ранения различной степени тяжести, в том числе 3 несовершеннолетних. С участием пешеходов произошло 4 ДТП, в котором 4 человека пострадали. 

Пресечено 173 факта управления транспортными средствами с признаками опьянения, в том числе 18 водителей привлечено повторно, за что предусмотрена уголовная ответственность. 

«Манёвр в виде выезда на встречную полосу движения является одной из наиболее распространённых причин ДТП с трагическими последствиями, - напоминают в пресс-службе МВД по РК. - На загородных автодорогах, где скоростной режим выше, водители совершают необдуманные манёвры, в том числе и выезд на встречную полосу, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям».

 

 

По старинке - лучше

С января 2026 года автомобили без физических кнопок не смогут получить пять звёзд в рейтинге безопасности Euro NCAP. Различные исследования показывают: из-за повального увлечения сенсорными панелями страдают безопасность и надёжность современных машин. Сами автопроизводители признают, что отказ от физических кнопок был ошибкой.


Водителям нравятся простые и удобные машины. Фото Александра КАДНИКОВА.

 

 

 

Согласно новой программе оценки новых автомобилей Euro NCAP звуковой сигнал, дворники, указатели поворота, аварийка и функция экстренного вызова должны быть выполнены в виде физических кнопок или переключателей. Иначе автомобиль не получит пятизвёздочный рейтинг, даже если заслуживает его по прочим показателям.

«Происходит всё больше и больше аварий по причине того, что отвлекаются», - считает директор по стратегичес­кому развитию NCAP Мэтью Эвери. По его словам, сенсорные экраны, дисплеи и различные функции помощи водителю иногда отвлекают его внимание от дороги на 5-40 секунд, что может привести к фатальным последствиям. Вдобавок дисплеи не имеют тактильной обратной связи и не всегда понятно, реагируют они на касание или нет.

Кроме того, прошли времена, когда можно было сесть в машину и сразу понять расположение элементов управления. От российских владельцев китайских автомобилей можно услышать жалобы на зависающие и гаснущие дисплеи. Зимой экраны могут попросту замёрзнуть и не реа­гировать на нажатие. Обычно автомобилисты выводят на центральный дисплей показания навигатора через Android Auto или Apple CarPlay. Во многих машинах, чтобы перей­ти от карты, например, в меню климат-контроля, необходимо сделать несколько нажатий, что также отвлекает внимание от дороги.

 

 

Дорогое удовольствие 

В марте 2025 года средний чек заказ-нарядов, в которых есть услуга шиномонтажа, составил 7219 рублей, что на 12% больше год к году. Об этом сообщили аналитики международной сети автосервисов Fit Service.

Cезон шиномонтажа в этом году начался раньше обычного, отметили эксперты. В марте зафиксированы всплески спроса на эту услугу в Южном, Центральном, Северо-Кавказском, Приволжском, Северо-Западном федеральных округах. На апрель пришёлся активный сезон смены резины в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах.

Число услуг шиномонтажа в марте было на 78% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом апрель показал снижение спроса на 15% год к году. Число сопутствующих шиномонтажу сезонных услуг в мартовских чеках автовладельцев выросло на 82% по сравнению с прошлым годом, подсчитали аналитики.

Ранее в этот день сообщалось, что в марте 2025 года россияне стали чаще покупать шины большего диаметра. По сравнению с первым месяцем прошлого года более чем в два раза (на 159%) выросло число шиномонтажных работ с колёсами диаметром 19 дюймов, на 140% - с 18-дюймовыми и на 100% - с 22-дюймовыми.

16 апреля сообщалось, что за год, с марта 2024-го по март 2025 года, средняя цена на летние шины премиального ценового сегмента для легковых машин выросла на 3,6%, тогда как зимние шины подорожали на 8,9%. 

Мария ЯКОВЕНКО.