Человек и дорога
Льготные кредиты вернут

Минпромторг намерен расширить программу льготного автокредитования за счёт семей с детьми. Сейчас субсидированную ссуду на приобретение отечественной машины могут получить только семьи с ребёнком на Дальнем Востоке. Эта инициатива позволит несколько оживить продажи моделей российского производства, однако в нынешних экономических условиях больший эффект дали бы другие меры поддержки, отмечают эксперты.
«Рекордов ставить не будем»
Глава Минпромторга Антон Алиханов в ходе церемонии запуска производства на АвтоВАЗе автомобилей Lada Iskra заявил о планах расширения программы льготного автокредитования.
- Категории, которые у нас были раньше, - учителя, врачи, участники СВО и члены их семей, - уже во многом насыщены, воспользовались мерами господдержки. Будем расширять льготную программу на семейный автомобиль, - сообщил Антон Алиханов.
Министр отметил, что соответствующие поручения ведомству дал первый вице-премьер Денис Мантуров. Алиханов подчеркнул, что «рекордов прошлого года мы, наверное, ставить уже не будем, но этот сложный период мы сможем преодолеть». Условия и возможные сроки введения обновлённой программы автокредитования министр не уточнил.
Программа льготного автокредитования для семей с детьми действовала до 2023 года. В настоящее время она доступна только для семей с ребёнком (без ограничений по количеству детей), проживающих в регионах Дальнего Востока (ДФО). Существующая программа предусматривает скидку в размере 25% от стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, приобретаемого на заёмные средства. На электромобили и гибриды скидка составляет 35%. При этом сама скидка предусматривает не прямое снижение цены, а субсидирование части процентов по автокредиту. Эту разницу государство из бюджета компенсирует банкам. В нынешнем году на программы льготного автокредитования в целом в казне зарезервировано 36 млрд. рублей, а в 2026-м и 2027 году - по 37,7 млрд. рублей.
Автомобили, которые доступны по этой программе, должны быть выпущены в России, иметь уровень локализации не менее 2 тыс. баллов и стоить не дороже 2 млн. рублей. В данный перечень Минпромторга как соответствующие этим параметрам входят все модели Lada, «УАЗ» и «ГАЗ» (массой до 3,5 т), «Москвич 3». Кроссовер Haval Jolion, который прежде также входил в этот список, в начале 2025 года был из него исключён. Что касается электрокаров и гибридов, льготы распространяются на все модели Evolutе, Voyan Dream и Voyah Free, а также на «Москвич 3е», «Амберавто А5», которые выпускаются в России.
По мнению главного редактора журнала «За рулём» Максима Кадакова, скорее всего, за основу возьмут программу, которая сейчас действует в ДФО, возможно, несколько скорректировав её условия. При этом, отмечает эксперт, с учётом интересов и потребностей семей с детьми, выбор моделей, доступных по госпрограмме, не слишком велик, особенно для семей, где есть два-три ребёнка.
Ситуация на дорогах
В период с 14 по 20 апреля 2025 года на территории Республики Крым зарегистрировано 22 ДТП, в которых 4 человека погибли; 29 человек получили ранения различной степени тяжести, в том числе 3 несовершеннолетних. С участием пешеходов произошло 4 ДТП, в котором 4 человека пострадали.
Пресечено 173 факта управления транспортными средствами с признаками опьянения, в том числе 18 водителей привлечено повторно, за что предусмотрена уголовная ответственность.
«Манёвр в виде выезда на встречную полосу движения является одной из наиболее распространённых причин ДТП с трагическими последствиями, - напоминают в пресс-службе МВД по РК. - На загородных автодорогах, где скоростной режим выше, водители совершают необдуманные манёвры, в том числе и выезд на встречную полосу, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям».
По старинке - лучше
С января 2026 года автомобили без физических кнопок не смогут получить пять звёзд в рейтинге безопасности Euro NCAP. Различные исследования показывают: из-за повального увлечения сенсорными панелями страдают безопасность и надёжность современных машин. Сами автопроизводители признают, что отказ от физических кнопок был ошибкой.
Водителям нравятся простые и удобные машины. Фото Александра КАДНИКОВА.
Согласно новой программе оценки новых автомобилей Euro NCAP звуковой сигнал, дворники, указатели поворота, аварийка и функция экстренного вызова должны быть выполнены в виде физических кнопок или переключателей. Иначе автомобиль не получит пятизвёздочный рейтинг, даже если заслуживает его по прочим показателям.
«Происходит всё больше и больше аварий по причине того, что отвлекаются», - считает директор по стратегическому развитию NCAP Мэтью Эвери. По его словам, сенсорные экраны, дисплеи и различные функции помощи водителю иногда отвлекают его внимание от дороги на 5-40 секунд, что может привести к фатальным последствиям. Вдобавок дисплеи не имеют тактильной обратной связи и не всегда понятно, реагируют они на касание или нет.
Кроме того, прошли времена, когда можно было сесть в машину и сразу понять расположение элементов управления. От российских владельцев китайских автомобилей можно услышать жалобы на зависающие и гаснущие дисплеи. Зимой экраны могут попросту замёрзнуть и не реагировать на нажатие. Обычно автомобилисты выводят на центральный дисплей показания навигатора через Android Auto или Apple CarPlay. Во многих машинах, чтобы перейти от карты, например, в меню климат-контроля, необходимо сделать несколько нажатий, что также отвлекает внимание от дороги.
Дорогое удовольствие
В марте 2025 года средний чек заказ-нарядов, в которых есть услуга шиномонтажа, составил 7219 рублей, что на 12% больше год к году. Об этом сообщили аналитики международной сети автосервисов Fit Service.
Cезон шиномонтажа в этом году начался раньше обычного, отметили эксперты. В марте зафиксированы всплески спроса на эту услугу в Южном, Центральном, Северо-Кавказском, Приволжском, Северо-Западном федеральных округах. На апрель пришёлся активный сезон смены резины в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах.
Число услуг шиномонтажа в марте было на 78% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом апрель показал снижение спроса на 15% год к году. Число сопутствующих шиномонтажу сезонных услуг в мартовских чеках автовладельцев выросло на 82% по сравнению с прошлым годом, подсчитали аналитики.
Ранее в этот день сообщалось, что в марте 2025 года россияне стали чаще покупать шины большего диаметра. По сравнению с первым месяцем прошлого года более чем в два раза (на 159%) выросло число шиномонтажных работ с колёсами диаметром 19 дюймов, на 140% - с 18-дюймовыми и на 100% - с 22-дюймовыми.
16 апреля сообщалось, что за год, с марта 2024-го по март 2025 года, средняя цена на летние шины премиального ценового сегмента для легковых машин выросла на 3,6%, тогда как зимние шины подорожали на 8,9%.