Инструкция для обманутых

7 Июль 2022 512
Если мошенники похитили деньги с вашей карты, то первым делом звоните в банк, а уже потом в полицию.
Если мошенники похитили деньги с вашей карты, то первым делом звоните в банк, а уже потом в полицию. Фото Анны Кадниковой.

Каждую среду в течение уже нескольких лет мы рассказываем вам о том, как мошенники дурят россиян. Мы делаем это не ради потехи, а исключительно для вашей безопасности. Уверены, таким образом мы уберегли кого-нибудь из вас от необдуманных действий. Но даже начитанный и здравомыслящий человек далеко не всегда может заметить западню и попадает в сети к мошенникам. Именно поэтому мы решили рассказать сегодня о том, что стоит делать, если вы стали жертвой обмана.

Не стоит посыпать голову пеплом, если вас каким-то образом обманули и отняли кровно заработанные деньги. Есть масса мошеннических уловок, от которых невозможно защититься. Например, схемы отъёма денег, связанные с использованием доверенности, или так называемые автоподставы, почти невозможно предотвратить. Поэтому чтобы не впасть в панику, надо знать простые алгоритмы действий.
Если мошенничество связано с банковской картой, то первое, что нужно сделать - попытаться отменить транзакцию в «личном кабинете» или в приложении. Вне зависимости от того, получилось у вас это или нет, обязательно звоните в банк, набрав номер вручную. Попросите соединить вас со службой безопасности и следуйте инструкциям сотрудников.
Вам предложат перевыпус­тить карту, данные которой стали известны мошенникам, возможно - сменить пароль «личного кабинета», а также написать заявления в различные инстанции. Возможны и другие рекомендации - это зависит от конкретного случая и способа мошенничества.
Обращение в банк очень важно! Оно позволит предотвратить кражу оставшихся денег с вашей карты. Если банк отказывает в помощи, нужно жаловаться в вышестоящую организацию - Центральный Банк Российской Федерации.
При этом имейте в виду, что банк восстанавливает потери клиента, только если виноваты его сотрудники. Если человек сам назвал секретные платёжные данные (PIN, CVV/CVC код, код из SMS), вины банка в этом нет и, по российскому законодательству, банк ничего не должен клиенту. Однако информация от службы безопасности может помочь полиции в расследовании.
Сразу после решения срочных вопросов с банком необходимо подать заявление в полицию. Это можно сделать в ближайшем отделении полиции, на сайте МВД в разделе «Обращения» или по телефону 02, 112, 102.
Заявление может подать как жертва, так и очевидец преступления. В отделении полиции после подачи заявления обязаны выдать талон. Если этого не произошло, нужно обратиться в службу собственной безопасности МВД региона, на «горячую линию» МВД по бесплатному номеру 8-800-222-74-47 или в прокуратуру. Дальнейшие дейст­вия зависят от того, какой именно тип мошенничества произошёл.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.