Ильяс Богатырёв: Герои есть всегда и везде

Интересный собеседник

27 Май 2022 533
Ильяс Богатырёв. Фото из архива И. Богатырёва.
Ильяс Богатырёв. Фото из архива И. Богатырёва.

Крымские кинофестивали знакомят не только с лучшими отечественными и зарубежными фильмами, но и с теми, кто их создаёт. Среди них - военный тележурналист, режиссёр документального кино Ильяс Богатырёв, возглавлявший жюри документальных фильмов Всероссийского кинофестиваля «Человек, познающий мир».

В документальное кино Ильяс Сулейманович пришёл из телевизионного. Студентом пятого курса факультета журналистики МГУ стал внештатным корреспондентом программы РТР «Вести». А после окончания университета и курсов режиссёров документального кино работал корреспондентом программы «Взгляд», был специальным корреспондентом ОРТ, обозревателем Ren-TV, сотрудничал с первым каналом чешского телевидения и с бельгийским RTBF. Лауреат Национальной телевизионной премии «ТЭФИ», премий Международной конфедерации журналистских союзов и международных кинофестивалей. Освещая события в «горячих точках», стал не только свидетелем, но и участником военных конфликтов.

- Я к этому не стремился, но в конце 1993-го оказался в Чечне: по принципу - кто, если не ты, меня командировали спецкором. Я ведь родился на Северном Кавказе, в Кабардино-Балкарском селе Хабаз, в ста километрах от Эльбруса. Чистокровный карачаевец с примесью грузинских корней. К тому же у меня уже был опыт работы в Абхазии и Южной Осетии. Дали оператора, камеру и - в путь, надо было в каждом пятничном выпуске что-то новое давать. В таком режиме работали, пока война не закончилось. Потом были Абхазия, Будённовск. Много чего повидал. Даже в плену несколько раз побывать пришлось и в заложниках.

- Давайте от этой печальной темы перейдём к приятной - кинематографу. У вас уже есть добрый десяток фильмов на разные темы. Как произошёл переход от телевизионного к документальному кино?

- Непросто. Мирная жизнь началась, но война ещё долго не отпускала. Это видел мой университетский педагог, заведующий кафедрой телевидения журфака Георгий Кузнецов, с которым мы поддерживали отношения. И он уговорил меня записать впечатления о не дававшем мне покоя. И появилась книга «Цена человека. Заложник чеченской войны». Далась она трудно. Не раз забрасывал рукопись, пока не понял, что уже смогу довериться бумаге. С одной целью - снять с себя тяжёлый груз, поставить жирную точку и начать новый жизненный этап. Выплеснуть всё, что волнует, чтобы больше не возвращаться к этой теме.

- Какие темы волнуют сейчас, и получают отражение в фильмах?

- Меня привлекают человеческие истории. Только они могут быть на экране значительнее человеческого лица. Независимо от темы. Человек со своей историей увлекает более всего. Кино вообще не может быть без какого-то человеческого характера. Именно характера. Неважно, в какой области он проявляется, кто твой герой - художник он или чабан.

- Телевизионное и документальное кино идут параллельно?

- Нет, произошёл эволюционный переход от одного к другому. Когда долго делаешь репортажи, особенно развёрнутые, всегда остаётся много материала исходного. И всегда хочется что-то дорассказать. Ощущение недосказанности и подтолкнуло к более полноценным документальным работам. Создав свою студию «Элия-фильм», снимаю теперь настоящее авторское, не телевизионное, а документальное кино.

В основном, на Кавказе. Есть у меня фильм, посвящённый памяти деда Юсуфа Богатырёва, без вести пропавшего на фронтах Великой Отечественной. Последний по времени фильм «Контражур» на фестивале в Петербурге «Влюблённые в искусство» стал лауреатом. В нём рассказываю о самой высокогорной художественной галерее в России, которую создал в городе Тырныаузе, в Приэльбрусье, коллекционер Даниял

Харджиев, о художнике-затворнике Сулемене Будоеве и живописце Борисе Губданове, почётном члене Академии искусств России. Снимаем с известным кинодокументалистом Иваном Твердовским полнометражный документальный фильм с рабочим названием «Пятьдесят оттенков толерантности». Это очень актуальная тема в наше время. Привлекли к участию в разговоре людей разных профессий. Чтобы с их помощью и самим понять, другим объяснить, где начинается, и где заканчивается толерантность.

- А ещё вы проводите кинофестиваль «Кунаки». Тоже сами его создали?

- Нет, Северокавказский единственный на юге России, объединяющий режиссёров и тележурналистов всей страны, открытый фестиваль кино и телевидения создала и была его председателем культуролог, журналист Сулиета Кусова-Чухо. В названии заложен старинный кавказский обычай - куначество, что значит гостеприимство, дружба между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Его задача - поддержать развитие кино и высокохудожественных телевизионных программ, объединить кинематографистов, помогающих развивать многонациональную культуру. Я директор фестиваля последние восемь лет. Учредители - Союзы кинематографистов и журналистов России. Трижды мы получали президентский грант, имеем спонсорскую поддержку. Проходит фестиваль в разных городах Северного Кавказа. Шесть лет проводили встречи в Сочи, три года в Сухуми, в Черкесске, в Махачкале и в Нальчике. Два года не собирались по всем известным причинам. Следующий планируем либо в Нальчике, либо в Приэльбрусье.

- Что вас особенно привлекает в кинодокументалистике?

- То, что мы не просто создатели экранного искусства, а хроникёры истории и героев.

- Говорят, героев нынче непросто найти?

- Это не так. Герои есть всегда. А умение их замечать, находить зависит от таланта режиссёра.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.