Посиделки

19 Ноябрь 2020 1062

Уроки православия

С чистой душой - к Рождеству Христову

Соблюдающие религиозные каноны готовятся ко второму по длительности посту - Рождественскому. Нам предстоит целых 40 дней ограничивать себя в питании.
В чём суть такого ограничения и как к нему подготовиться? Почему пост называют ещё Филипповым?
Николай Д.
Кировский район.

Рождественский, или Филиппов пост, который начнётся 28 ноября и завершится
6 января, накануне светлого Рождества Хрис­това, называют ещё и Филипповым, потому что он начинается сразу после дня одного из двенадцати учеников Христа апостола Филиппа, проповеди которого сопровождались чудесами исцеления болящих.
Как и любой пост, Рождественский установлен для духовного и физического воздержания. Чтобы понять его суть, надо обратиться к святоотеческой классике. Святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Святитель Василий Великий наставляет: «Чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пус­тословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...».
Отцы церкви напоминают, что выдержать воздержание целых 40 дней можно без особого труда, если понимаешь цель - соединение в мыслях и чувствах со Спасителем рода человеческого. Духовная борьба - не цель, а лишь средство для стяжания добродетелей и уподобления в этом Христу.
Отказ от пищи животного происхождения - мяса, яиц, сыра, молока, творога не обременителен, если каждый день проводится в молитвах и сотворении добрых дел. В пост надо вступать, получив благословение священника. И хорошо понимать, что в эти дни в семье должен быть иной уклад жизни. Надо ограничить время просмотра телепередач и использование компьютера в нерабочих целях. Увеличить время на личные и общесемейные молитвы, чтение православной литературы. Участвовать в богослужениях в будни и праздники. Не грешить не только делами, но и в мыслях. Не допускать раздражительности, гневливости. Господь заповедал нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». Во время поста надо регулярно исповедоваться и причащаться.
«Пища, которую мы едим Постом, должна быть простой, - напоминает протоиерей Варнава. - Рассуждения о допустимости кальмаров, креветок и прочих изысках - от лукавого. Наши предки говорили: «Щи да каша - пища наша». В пост щи да каша - постные, сдобренные фасолью и грибами, которые не менее полезны и нужны организму, чем мясо. Масло прекрасно заменяется оливками. Чувство голода возникает прежде всего в голове, а потом уже в желудке. Занимайте голову мудрыми мыслями, а если уж желудок запросил пищи, его можно удовлетворить куском чёрного хлеба с узваром из фруктов, а нет под рукой - обычной водой».
Рождественский пост не такой продолжительный и строгий, как Великий. Рыбу можно есть каждый день, кроме среды и пятницы. К тому же на Рождественский пост выпадает немало церковных праздников: введение во храм Божией Матери, дни памяти Николая Чудотворца, Великомученицы Варвары, святителя Спиридона Тримифунтского, когда можно не только употреблять рыбу, но и добавлять в пищу растительное масло.
Пост даёт возможность остановиться в суетном беге дней, задуматься об избавлении своей жизни от греховности, испросить прощения у Бога и у людей. Только очищенное от грехов сердце готово к принятию Христа.

Письмо из глубинки

Созидатели и герои

Живу с чувством гордости за поколение детей войны, к которому отношусь. Это мои ровесники восстанавливали разрушенные города, сёла, осваивали космос, покоряли олимпийские вершины, сделали нашу страну великой державой мира.

Вместе с вернувшимися с фронтов солдатами, стариками, женщинами работали дети войны. В моём селе Восход сейчас проживает чуть более 400 человек из этого поколения, на долю которого выпало немало испытаний. Это они возрождали колхоз, получали рекордные урожаи, построили агрогородок Восход с плавательным бассейном, школами, детскими садиками. Колхоз «Россия» гремел на весь Советский Союз своими рекордными достижениями.
Я много писал об односельчанах. И статей, и книг. Недавно вышедшая называется «Я - дитя войны». Конечно, речь не обо мне, а о тех, кто живёт рядом со мной. В книге более 120 небольших очерков о сверстниках, имена которых, уверен, должны знать земляки. Они - мои соавторы: охотно отвечали на вопросы, откровенно делились своими мыслями и чувствами. Мне помогали записи многочисленных встреч, архивы нашего музея. Благодарен за помощь членам Совета ветеранов и волонтёрам-активистам. Книга обращена прежде всего к молодому поколению: хочу, чтобы дети и внуки узнали о своих дедах-прадедах как можно больше. Чтобы понимали суть их жизни и работы на общее благо, а не на свой карман. Об этом нынче не рассказывают ни по телевизору, ни в современных фильмах. Нормой стало очернительство советского прошлого. Изредка только нет-нет да прозвучит доброе слово о былом.
 Надеюсь, многое поймут молодые люди из рассказов героев моей книги. Одна из них - Мария Алешко родом из белорусского села Кузьмичи. Она вспоминает, как жили в шалашах среди болот. Большинство односельчан ушло к партизанам. Остальные, как могли, помогали им.
А фашисты за это жестоко расправлялись с женщинами и детьми.
Таисия Ведерникова родилась в Астрахани, откуда семью фронтовика эвакуировали в Восточно-Казахстанскую область. Поселили в барак. Переболев тифом, мама стала инвалидом. Чтобы не умереть с голоду, Тая вместе с двумя сестрёнками побирались. Спаслись чудом.
Пятилетняя Женя Верешко жила в селе Александровка Черниговской области, когда оно было оккупировано фашистскими захватчиками. Помнит, как всех, всех от мала до велика, оккупанты согнали в большой сарай и собирались его поджечь. Как спаслась, не помнит. Скорее всего, подоспели партизаны.
Таких историй много. Но есть и о другом. О силе воли маленьких девочек и мальчишек, которые с 5-6 лет были помощниками взрослых. 6-7 классов - и зарабатывать на хлеб насущный. О дальнейшей учёбе только мечтать приходилось.
Кавалер орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, многих медалей крымчанка Анна Нестерова успела до войны закончить 4 класса, а после освобождения полуострова в школу не пошла: надо было помогать маме. Рабочий стаж свыше 70 лет! И таких, как она, в сёлах немало.
Хотелось проиллюстрировать книгу старыми фотографиями. Но фотографий 1941-1945 годов и первых пос­левоенных лет отыскал всего четыре у жителей окрестных деревень.
 Книга вышла в канун Дня народного единства и Великого Октября - праздника, который многие, как и моя семья, отмечают по-прежнему.
На 260 страницах - судьбы людей, не прославившихся на весь мир. Они не были героями освоения целины, Братской ГЭС, шахтёрского Донбасса, не стали талантливыми актёрами, музыкантами, писателями. Они стали хлеборобами, строителями педагогами, как я. Нас объединяло одно слово - колхозник. Мы и сейчас произносим его с гордостью. И помним молодые годы, отданные на всеобщее благо. Надеюсь, книга «Я - дитя войны» будет храниться в семьях моих земляков не только как память о дедах-прадедах, но и как правдивый исторический источник о жизни страны в годы тяжких испытаний и великих трудовых побед.

Николай ГОТОВЧИКОВ,
«дитя войны».

Фотооко

«За веру в вечную любовь»

Так называется приз «Крымской правды» игровому фильму «Земля Эльзы», вошедшему в конкурсную программу кинофестиваля «Человек, познаю­щий мир», который обосновался в Крыму семь лет назад, а в Керчи - с прошлого года.

Экранная история о нашедших друг друга на склоне лет мужчине и женщине, мечтающих провести остаток дней рядом с родственной душой, скоро выходит в прокат, и, наверняка, не оставит зрителей равнодушными. Как не оставила нас. Мечта героев картины, увы, не осуществилась. Как это часто бывает, великовозрастные дети не могли смириться с тем, что оставшийся в одиночестве родитель будет теперь принадлежать не только им. И они объявляют войну близким людям, в светлых душах которых не умерла юношеская романтика. Жизненный опыт пройденных лет не становится помехой нежному чувству, которому, как утверждал поэт, все возрасты покорны. Но на пути влюблённых встала эгоистичность детей - страшная разрушительная сила. Эльза снова остаётся на своей земле - в маленьком алтайском посёлке одна: свет в окне дома её избранника погас навсегда. Хозяин покинул не территорию - Землю.
На эту тему написано и снято немало. Режиссёр Юлия Колесник, она же соавтор сценариста Александра Русакова, сумела не просто достоверно поведать историю о свете в окошке - любви, и загасившем свечу надежды непонимании окружающих, а сделала это с трогательной прос­тотой. Считает, что успех определил выбор на главные роли дуэта Ирины Печерниковой и Вениамина Смехова, в котором «первой скрипкой» была актриса. Роль стала для Ирины последней. Юлия призналась: «Мне кажется, она сама воплощала всё то, что я хотела видеть в героине фильма - красоту, внутреннюю силу, огромное внутреннее достоинство, способность любить. Она освещала нашу сов­местную работу своим внутренним светом». Надо сказать, что свет этот остался на экране.
Название приза «За веру в вечную любовь» родилось из самой сути картины. Приняв награду газеты, продюсер Галина Сыцко (её вы видите на снимке Валерия Рябина) особо поблагодарила за это «попадание в яблочко». Приятно, когда мнения оценивающих произведение и его создателей совпадают. И что наш скромный вклад пополнит копилку наград молодого режиссёра Юлии Колесник, среди которых премия XXIII международного кинофестиваля
ВГИКа, призы студии «Три Тэ» Никиты Михалкова, имени Григория Чухрая, Союза кинематографистов России «За следование гуманистическим традициям отечественного кинематографа», Международного кинофестиваля в Карловых Варах и Лодзи.

Слово не воробей

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

Мясо говядины оптом

Реклама постоянно удивляет своими «перлами». Очередной, над которым только посмеяться: «Реализуется оптом мясо говядины». Где же они такое животное отыскали - говядина? Но эта нелепость заставила задуматься: почему свинина, баранина, телятина, конина, но не коровятина или бычатина? А ещё интересно: «говеть» - от слова «говядина»?
Сергей Водопьянов.
Феодосия.

Этот вопрос возник не только у вас, Сергей. Во время встречи на «прямой линии» он озадачил даже президента. А ничего сложного в объяснении нет. Просто надо знать этимологию слова.
Авторы этимологических словарей Николай Шанский, Григорий Крылов, Антон Семёнов, Макс Фасмер, Владимир Даль едины во мнении, что русское «говядина» произошло от общеславянского govedo - «бык». От него и появилось в древнерусском слово «говядина», которым стали назвать мясо и быка, и коровы. В русском языке слово «говядо» не сохранилось, поэтому название животного и его мяса - слова разных корней. Кстати, в других славянских языках, например, в украинском его сменило «яловична», в польском - wolowina.
А вот в родственных сербохорватском - говеhина, в чешском - govezina, схожие произношением с govedo. У нас говядиной называют коровье, бычье, воловье, а телячье либо также, либо особо выделяют - телятина.
А изначально «говядина» - мясо быка. Коров ведь держали в основном ради молока, а их мясо употребляли в еду только в исключительных случаях. В сборнике правовых норм XI века, составленном Ярославом Мудрым, есть свидетельство разделения. «…Аже убиють огнищанина у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы». То есть «убьют княжеского слугу у стада (говяды) или при краже коровы».
Если углубиться в историю, станет ясно, что в слове «говядина индоевропейский корень gou - бык, корова, жертва.
Мясо коров уже давно употреб­ляется наряду с мясом быков, но называют его, как и в древности, «говядиной».
Слово «говеть», то есть поститься, к «говядине» никакого отношения не имеет: несмотря на схожесть, они не одного корня. Сохранилось в русском языке от старославянского «говѣти» - поститься, благоговеть, угождать. Правда, одно время некоторые специалисты связывали его с древнеиндийским «gou» из-за одного из его значений - «жертва». Но такое толкование противоречит православному религиозному пос­ту, ничего общего не имеющему с жертвоприношением: «Говение» - приготовление к таинству причащения через воздержание и отказ от скоромных продуктов. Слово «скоромный» произошло от старославянского «скармъ» и устаревшего «скором» - масло, жир.
Скоромная пища - мясо теплокровных животных: птиц и млекопитающих. В это понятие входят также субпродукты (потроха или ливер), животный жир (сало, курдюк), молоко и производные от него.

Советует доктор

Как побороть простуду

Этой неприятности в холодное время года трудно избежать. Вот несколько советов натуропата Татьяны Николаевой, которые помогут улучшить самочувствие.

Как только почувствовали недомогание, начинайте принимать водные настои растений, богатых витамином С. Например, рябины. Столовую ложку сухих ягод залейте стаканом кипятка, выдержите час - и оздоровительный эликсир готов. В два-три приёма в течение дня выпивайте его тёплым, небольшими глотками. Можно сделать настой из чёрной смородины: две столовые ложки сухих ягод на два стакана кипятка.
Ещё один напиток - из мёда и лимонного сока.
В стакане с тёплой водой смешивается 25 г мёда и сок половины лимона. Если у вас появился насморк, но температуры нет, хорошо попарить ноги с горчицей, если нет аллергии на эту пряность. Насморк будет беспокоить меньше, если вы сделаете 10-минутные ванны для рук. Температура воды, которую добавляют из горячего чайника, должна возрастать от 35 до 42 градусов. Сбивать температуру, не превышающую 38 градусов, не рекомендуется, чтобы не ослаблять защитную реакцию организма.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.