Письма в "Крымскую правду"

7 Август 2019 859

Почётный гражданин города-героя

Великая Отечественная - столкновение добра и зла, света и тьмы, идеологий социализма и фашизма. Социализм победил, потому что на нашей стороне была правда, о которой в год 74-летия Великой Победы надо рассказывать подрастающему поколению. Победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне навечно внесена в историю человечества жизнью и смертью наших отцов и дедов. Победа - вечна, но, к сожалению, не вечны её творцы. И, увы, часто в современных рассказах, репортажах, статьях искажается правда о войне, о людях. Я был очень огорчён, услышав, как нехорошо ведущий местной телекомпании отозвался о моём земляке - адмирале Филиппе Сергеевиче Октябрьском, руководителе героической обороны Севастополя в 1941-1942 годах. По словам телеведущего, Октябрьский якобы оставил на произвол судьбы последних защитников Севастополя в конце июня 1942-го. Но ведь без приказа он не мог покинуть Севастополь, значит, в Ставке посчитали, что нужнее на другом участке фронта. Чтобы обвинять адмирала, надо иметь веские аргументы, ведь ему после войны было присвоено звание Героя Советского Союза. О том, что Филипп Сергеевич на боевом посту вёл себя мужественно, вспоминает участник обороны Севастополя феодосиец Ульян Иванович Мельник. Его воспоминания помещены в книге члена Союза писателей России Михаила Ветрова «Помнит мир спасённый», вышедшей к 65-летию Великой Победы. Ульян Иванович вспоминает, как Филипп Октябрьский чуть не погиб при перелёте из Севастополя в Румынию. Мне в 1959-м в составе экипажа самолёта Ан-2 довелось лететь с адмиралом. Вылетели с аэродрома «Северный» (Кировское), полёт проходил в сложных метеоусловиях, дождь с крупным градом, но экипаж был спокоен. Спокоен был и Филипп Сергеевич, для него это был не первый сложный полёт. Приземлились в Бельбеке, Октябрьский поблагодарил нас и пожал каждому члену экипажа руку. Когда подъехала встречавшая его машина, сел в неё и вновь помахал нам рукой...
Филипп Сергеевич Октябрьский (Иванов), под руководством которого Севастополь 250 дней и ночей героически сражался с превосходящими силами противника, был волевым и мужественным человеком. Об этом говорит его биография. Ведь он, родившийся в 1899 году в деревне Лукшино Тверской губернии в семье крестьянина, сумел «дорасти» до командующего Черноморским флотом, который первым начал сбивать фашистские самолёты, вторгшиеся в мирное советское небо, громил врага на море и на суше. За ратные подвиги адмирал Филипп Октябрьский награждён тремя орденами Ленина, тремя - Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Нахимова I степени и Суворова II степени, Красной Звезды и многими медалями. Умер почётный гражданин Севастополя
8 июля 1969 года и похоронен на севастопольском кладбище Коммунаров. Его именем названы корабль, учебный отряд Военно-Морского флота, улица города-героя.

Адмирал Филипп Октябрьский вручает награды отличившимся в бою.

Евгений ЕГОРОВ,
ветеран войны.
Феодосия.
Фото с сайта nozdr.ru

Бороться или помочь?

Прочла в «Крымской правде» материал о борьбе со стихийной торговлей и захотелось высказать своё мнение. Думаю, это понятие - не совсем правильное. Точнее будет - закономерная торговля. И не бороться с ней нужно, а создавать людям нормальные условия. Возьмём микрорайон Бородинский в Симферополе. Населения много, спрос большой, подъезд со стороны автостанции «Восточная» удобный. Построили для торговли пассаж, но он пустует. Потому что он «на том берегу», туда никто не ходит, да и подземный переход под дорогой глубочайший. Нужно поставить контейнеры под мусор, давать на прокат за символическую цену небольшие поддоны. Небольшую плату взимать и за уборку. Ведь это для самих же себя, своё продавать, качественное.
Вот семидесятилетняя пенсионерка, бывшая труженица колхоза имени Ленина (Донское) на придомовом огороде выращивает зелень, помидоры, картошку, держит кур. Где ей продать свежие, чистые овощи и 2-3 десятка яиц, чтобы хоть какая-то прибавка к маленькой пенсии была? Только в городе. А её, вместо того, чтобы сказать «спасибо» за качественную продукцию, привезённую своими руками, гоняют, штрафуют. Власти не за неё, а против. Но что важнее: показуха в борьбе с якобы стихийной торговлей или создание условий для простых тружеников? Кто защитит бедного крестьянина, труженика, чтобы он спокойно мог продавать экологически чистую продукцию? Вот так живут простые селяне.

Антонина УСАЧЁВА.
Симферопольский район.

Отдалённое эхо войны

Это было много лет назад в небольшом таёжном селе, в восточных отрогах Саянских гор, на моей малой родине - Тофаларии. В послевоенные годы освещение в селе было от керосиновых ламп, а зачастую из-за отсутствия керосина в домах чадила плошка на оленьем или медвежьем жиру. Потому дети не сидели дома, а играли на улице. В те годы тема войны всегда присутствовала в наших играх. Разбившись на русских и немцев и вооружившись палками, как ружьями, мы допоздна носились по улице.
Однажды осенью в один из холодных, промозглых дней я услышал шум на улице и крики мальчишек «гонят немцев». Вместе со всеми выбежал за околицу села и увидел, что, действительно, шла вереница хмурых мужчин, тяжело ступая по лужам. Они шли по тропе, ведущей из города вдоль реки Гутары, с котомками за плечами. Расстояние до города не близкое, и только зимой по замёрзшей реке на конях, запряжённых в сани, доставлялись к нам различные грузы. Чёрные, сутулые тени направлялись к сельсовету, где уборщицей работала моя мама. За ними на конях ехали, видимо, милиционеры. В дом к моему деду, у которого мы жили, так же как и к другим, на ночлег поставили двух человек. Надо сказать, что мой дедушка Александр Иванович Холямоев, тоф по национальности, упомянут в книге В. Чивилихина «Серебряные рельсы» как проводник погибшей осенью 1942-го экспедиции, искавшей пути прохождения существующей ныне железной дороги Абакан - Тайшет. Дедушка полез на чердак за припасом, что было редкостью, а отчим принёс, видимо, спиртное. Он на войне был тяжело ранен, на теле - глубокая выемка на пояснице. Долго беседовал с постояльцами, в том числе и о войне. Разговор шёл на русском языке, вспоминали какие-то места, часто в разговорах звучало слово «фронт», значение которого я не особенно понимал. Для меня, говорившего больше на тофаларском языке, «фронт» звучало хлёстко, как выстрел. Я же ждал обещанного мамой ужина и вынужден был прислушиваться к разговору. Утром, проснувшись, уже не застал этих людей. Мама, выносившая из сеней оленьи шкуры, на которых они спали, тихо сказала, что их погнали на золотые прииски в Покровское. Взрослые, видимо, знали, что это за люди, но обычно детям многое не говорили. Мне же запомнилось непонятное слово «фронт», и долго верил, что это были немцы.
Только позже, находясь в детском доме, на моё утверждение в спорах с ребятами, что у нас в селе были немцы, воспитатель Иван Николаевич Елисеев ответил, что это были власовцы. И объяснил: русские люди, во время войны попавшие в плен и изменившие Родине. Иван Николаевич когда-то работал в Покровском, где велась интенсивная добыча золота вдоль реки Бирюса. Этого спокойного фронтовика, у которого своих детей не было, мы, мальчишки, очень любили. Он рассказал, что под руководством генерала-изменника Власова эти люди воевали на стороне немцев. Добавил: «предатели хуже фашистов».
Позже я встречался с участниками войны, которые, оказавшись в плену, остались верны Родине. В 1961-м, после окончания техникума, работал в проектном институте в Симферополе. Главным инженером был Валентин Иванович Сахаров, написавший книгу «В застенках Маутхаузена». Велась работа по электрификации крымских сёл, и я помогал инженеру-проектанту Анатолию Григорьевичу Шинкевичу. Наш отдел был небольшой и, в основном, состоял из пожилых инженеров, я - единственный молодой специалист. Тогда-то во время разговоров узнал, что мой руководитель Анатолий Григорьевич воевал и раненым оказался в немецком плену. Он был заключённым страшного фашистского лагеря Освенцим. Анатолий Григорьевич рассказал, что в лагере встречал советского генерала Дмитрия Михайловича Карбышева, пожилого человека, который работал в команде уборщиков самых грязных мест. Расспрашивать было не принято, но сейчас понимаю, что эти люди не очень хотели говорить о войне. Позже из книг узнал подробности жизни Дмитрия Михайловича - бывший офицер царской армии, воевал в Первую мировую у Алексея Брусилова, перешёл после Октябрьской революции, как и многие офицеры, на сторону народа. Попав в плен, этот патриот не пошёл ни на какие посулы фашистов, которые переводили его из одного страшного лагеря в другой. Не добившись измены, фашисты в ночь на 17 февраля 1944 года, сняв с патриота всю одежду, вывели на плац, и, обливая холодной водой, превратили в лёд. У входа в лагерь Маутхаузен есть памятник, где из глыбы белого мрамора видно непокорное лицо, оголённый торс и сжатые на груди руки Героя, моего земляка, сибиряка Дмитрия Карбышева. Эта поза борца олицетворяет сильные убеждения и любовь патриота к нашей большой Родине - России.

Борис ТИМОФЕЕВ.
Симферополь.

Задуматься о плодоводстве

Плодоводство - важная отрасль для полуострова. Россия вкладывает в развитие экономики Крыма огромные деньги, в том числе и на возрождение плодоводства и виноградарства. Но как они используются? Главным образом на покупку за границей посадочного материала. Саженцы те стоят в несколько раз дороже выращенных на полуострове, а качество часто очень низкое. Возрождение плодоводства начали не с создания питомников - фундамента отрасли. Какие саженцы будут выпускать питомники сегодня, такие плоды будем собирать завтра.
Раньше у нас ведущим научным учреждением по плодоводству была Крымская опытная станция садоводства (Крымсадстанция, КОСС). Занимались развитием этой отрасли и Крымская помологическая станция ВИР (Севастополь), плодовые отделы Никитского ботанического сада (НБС) и кафедра плодоводства Крымского аграрного университета. Теперь ведущим стал плодовый отдел Никитского сада, а остальные - его отделения. Количество учёных-плодоводов сократили. Земли бывшей помологической станции почти не используются, заросли сорняками, плодовые деревья отмирают без ухода. Мрачная картина и на землях Степного отделения НБС, сейчас - «Сектор степного растениеводства». Раньше эти территории давали плоды, саженцы, теперь земля «гуляет». Да и в самом Никитском саду отделы южных плодовых культур, субтропических, орехоплодных объединили в один, штат сократили. Как развивать своё плодоводство? Нужно, на мой взгляд, организовать на базе бывшей Крымсадстанции (с. Маленькое, Симферопольский район) институт плодоводства или опытную станцию с подчинением Северо-Кавказскому зональному НИИ садоводства и виноградарства Краснодара - ближайший институт такого профиля и схожие природные зоны. Организация бы вела научно-исследовательскую работу, а один плодовый отдел, увы, выполнять это не может.
После развала СССР произошло разделение научной и производственной частей Крымской опытной станции садоводства (бывшая Салгирская плодовая). Первая стала отделением в составе Никитского сада. На землях второй - упадок. В журнале «Вестник АПК» прочёл, что с августа 2017-го по июль 2018-го в Россию завезено 5748 тысяч тонн фруктов и орехов, за это заплачено 5153 миллиона долларов. Если бы в Крыму власти и учёные уделяли большее внимание развитию садоводства, то жители страны потребляли бы фрукты, выращенные у нас. Они дешевле и доступнее для населения. Можно выращивать не только яблоки, груши, черешню, персик, сливу, но и многие субтропические культуры: зизифус, гибридную зимостойкую хурму, киви. Можно выращивать лимоны в теплицах - на их обогрев требуется мало энергии, так как зимы тёплые и короткие. Ещё во многих НИИ плодоводства России есть отделы приусадебного садоводства, дающие рекомендации, как выращивать культуры, которые не могут иметь промышленного значения, но важные по пищевым и лечебным свойствам. Выращивание их в личных подсобных хозяйствах способствовало бы разнообразию питания населения.
Государство выделяет средства на закладку новых садов и виноградников - это, конечно, хорошо, но для Крыма нужен научный локомотив, который поможет возродить садоводческую отрасль. Думаю, на страницах «Крымской правды» нужно провести обсуждение вопросов развития садоводства и виноградарства в республике. Руководители отрасли, учёные-плодоводы, производственники должны выступить по всем злободневным темам. Как развивать дальше питомниководство (на безвирусную основу), какие культуры и сорта выращивать, как хранить, перерабатывать, как решать проблему орошения в условиях дефицита воды. Это позволит избежать ошибок в развитии крымского плодоводства и виноградарства.

Ю. ШАРКОВ.
Симферополь.

Огромная благодарность заведующей гериатрическим отделением республиканского госпиталя для ветеранов войны Галине Матвеевой за лечение и человечность. Также сердечная признательность всем медсёстрам и нянечкам отделения.

Елена КОРНЕЕВА.
Симферополь.

* * *

Прошу передать искреннюю признательность грамотному, отзывчивому специалисту Ирине Киреевой, кардиологу Симферопольской поликлиники №5.

Н. ЮРАШИНА.
Симферополь.

* * *

От имени членов клуба ветеранов войны и труда «Огонёк» благодарим внимательного народного избранника Игоря Федотова, пришедшего нам на помощь.

Н. ПОДКОЛЗИНА,
Т. КОСАРЕВА,
Ю. ВИНИЧЕНКО
и другие.
Симферополь.

Наталья ПУПКОВА.