«Дождевую воду собираем и поливаем»

1 Февраль 2019 1120
Клуб посёлка Чекон. В нём много кружков для детей.
Клуб посёлка Чекон. В нём много кружков для детей.

Мы часто слышим, что полуостров отстаёт от материка на 25 лет. Там и солнце ярче, и небо красивее, и селяне сытые, улыбаются довольно и не знают, куда девать стада коров и полчища кур. Мы решили проверить, так ли это. И узнать, какими могут быть наши сёла, когда мы, наконец-то, минуем злосчастный временной разрыв с материком.

Почти рай - Краснодарский край

Мы побывали в посёлке Чекон и на хуторе Красная горка. Оба населённых пункта находятся в Краснодарском крае, в городском округе Анапа. Первый - достаточно большое село, в котором есть больница, школа, детский сад, пять магазинов, почтовое отделение и Дом культуры. Улицы асфальтированы, ямы встречаются редко. Хутор Красная горка - маленький населённый пункт с одной улицей, покосившимися домиками и расстроенными тяжёлой жизнью людьми. Но обо всём - по порядку.
Для начала несколько сухих цифр. В 2018 году на улучшение условий в сёлах городского округа Анапа было выделено около 26 миллионов рублей. Эти деньги пошли на развитие инфраструктуры сельских территорий. Около 18 миллионов вложили в строительство новых систем газоснабжения, 2 миллиона рублей пошли на спортивные площадки. В посёлке Чекон уже начались работы по строительству офиса врачей общей практики. Для сравнения: в Крыму чиновники выделили на аналогичные нужды только 20 миллионов рублей. Площадь городского округа Анапа - 981 кв. км, а полуострова - 27 тысяч кв. км. Но в Краснодарском крае нет проблем с пресной водой. Огороды и поля есть чем поливать - рек хватает.
В Крыму ситуация хуже. Мы не можем изъять из бюджета десятки миллионов рублей лёгким движением руки. Деньги нужны не только сельскому хозяйству, но и другим сферам.
Но вернёмся к сёлам.
В достаточно развитом Краснодарском крае посёлок Чекон считается малоизвестным. Своё название он получил от речки Чекон, протекающей рядом и впадающей в реку Кубань, которая несёт свои воды до Краснодара.
Чекон многие называют ещё и Междуморьем. Отсюда можно быстро доехать как до Азовского, так и до Чёрного морей. Примерно 40 километ­ров - и вы на пляжах. Зимой здесь редко бывает холоднее 2-3 градусов ниже нуля. В посёлке давно проведён газ, но жители Чекона платили за это благо цивилизации из своих карманов.
- У нас десять лет назад провели газ, - рассказывает Лилия Дмитриевна, живущая здесь около 50 лет. - Это удовольствие обошлось мне в 80 тысяч рублей. Это не считая того, что покупали котлы сами, во дворе делали коммуникации. Не всем было по карману, у нас часть улиц не газифицирована до сих пор.
Лилия Дмитриевна охотно называет цифры, которые будут интересны жителям крымских сёл. За кубометр газа тут платят шесть рублей, за воду - 38 руб­лей. Кстати, в посёлке сделано центральное водоснабжение, колодцами редко кто пользуется. Мусор регулярно вывозят. Раз в неделю по всем улицам проезжает специальная машина и забирает пакеты, которые выставляют жители. За это платят 159 рублей с человека.
Как и в крымских сёлах, в Чеконе проблемы с работой. Молодёжь ездит в Анапу, там можно устроиться администратором в санатории или строить дома.
- Мужчины находят себе такой вариант, чтобы можно было по вахтам трудиться, - добавляет Лилия Дмитриевна. - Женщины многие в селе в магазинах работают, остальные тоже ездят в Анапу. Маршрутка у нас хорошо ходит, автобус есть. Летом чаще заезжают в село и Анапу, так что удобно. Что могу сказать - мы не голодаем, но всегда хочется лучше.
Лилия Дмитриевна рассказывает историю, которую мы слышим в любом крымском селе: когда-то Чекон был частью большого колхоза, всё было хорошо. Хватало работы, был порядок. Теперь народ распустился, за чистотой не следит, больше думают о себе, чем о селе.

Надеемся на себя!

Не так всё хорошо в Красной горке. Если в Чеконе есть газ, больница, автобусы, то на этом хуторе всего в двух километрах от посёлка живётся хуже. О суровых перипетиях сельских жителей Краснодарского края нам рассказывает колоритная бабушка Лида. Она сразу просит показать удостоверение, проверяет, точно ли мы крымские, не приехали ли откуда-то собирать жалобы, а потом бабушке жизнь портить. Когда убеждается, что не провокаторы, рассказывает обо всех проблемах. И чувствуется, что они для неё - как заноза. Вытащить не может который год, только и терпит ноющую боль.
- Тут провели на Разнокол, в соседнее село, а нам не дали газ, - сетует бабушка Лида. - Вона, смотри, дочка, у нас трубы в ста метрах. А толку нам от них? Воюем и только. Когда был СССР, так и магазины были, садик, концерты постоянно устраивали. А сейчас что? Хлеба сегодня не было, сидим вот без хлеба, не привезла его машина. Клуба давно нет, разве что с курами и утками разговаривать остаётся.
Бабушка Лида переехала сюда из Иваново. В том селе «не родился огород», земля была плохая. В Красной горке такой проблемы не было. Вместе с мужем своими руками женщина строила дом. Говорит, что привыкла не ждать помощи «ни от Кондрата, ни от Мондрата». Расстраивается только, что её, ребёнка войны, никто не поздравляет с Днём Победы.
- Памятник у нас убрали героям войны, - рассказывает бабушка Лида. - Такой ладный был, из нержавейки сделан, бронзовый наконечник. Его украли… и вместо него поставили булыжник с надписью, мол, тут партизан расстреляли. Где такое видано? Обидно, что так память не чтут.
Невестка нашей собеседницы, Валентина Ивановна, добавляет, что есть и другие проблемы. Например, дома отапливают углём, стоит он 10 тысяч рублей за тонну, везут его из Ростова. Но качество такое, что половину на улицу выбрасывают - не горит.
- Дома у нас тут разваленные, никто не делает, - добавляет жительница Красной горки. - Вот пару лет назад Кубань взрывали, когда во льду была, так у нас взрывной волной крышу повредило. Никто ничего не залатал, сами, как можем, грязью мажем, да ещё как-то в чувства приводим.
Валентина Ивановна добавляет, что плохо ходит транспорт. Да и тот автобус с утра похож на консервную банку. Народ собирается в Анапу на заработки, молодые стоя спят, прижавшись друг к другу в тесном транспорте. До почты от хутора - шесть километров. До больницы меньше. Да и тариф на воду - почти 40 рублей за кубометр.
- Мы воду дождевую собираем, потом огород поливаем, - говорит Валентина Ивановна. - А если из крана, то могут штраф выписать, летом так чуть не получилось.
Слушая жительниц маленького хутора, невольно ощущаешь себя на родном полуострове. Те же беды, те же проблемы. Вспоминается фраза: «Хорошо там, где нас нет». И неважно, сколько миллионов выделяют чиновники, люди всегда будут хотеть жить лучше. Хотя, конечно, грустить с газом и водой в каждом доме куда приятнее, чем без них.

Валентина Ивановна демонстрирует прохудившуюся обувь как доказательство того, что жить на хуторе тяжело.

Фото автора.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.