По следам российских императоров

22 Март 2018 701
Новый асфальт на старой ялтинской трассе.
Новый асфальт на старой ялтинской трассе.

Изгибы дороги, один поворот за другим и горы, нависающие над головой. Так выглядит старый маршрут в Ялту из Севастополя. В 1848 году впервые появилась дорога, которая навсегда соединила два города. Изящная и витиеватая, она была единственной транспортной артерией. Но постепенно кареты и повозки сменились автомобилями, которых становилось всё больше. В 1972 году появилась новая трасса Н-19. Старая осталась на радость туристам и любителям волшебных по красоте видов.

По Крыму можно и нужно путешествовать на автомобиле. Пожалуй, сложно найти такие живописные дороги, как на побережье нашего полуострова. Особенно, если прокатиться по старому ялтинскому шоссе. Ошибочно думать, что эта дорога заброшена. Здесь местами даже виден относительно свежий асфальт. Это значит, что эту транспортную артерию периодически ремонтируют. Кроме того, тут часто ездят любители горных серпантинов, соревнующиеся в мастерстве входа в повороты.
Сама дорога проходит довольно высоко над уровнем моря. Оно раскидывается внизу, манит переливами волн и своей невероятной красотой. Цвет Чёрного моря не всегда можно назвать одним сухим словом. Слишком оно непостоянное, слишком загадочное.
Много лет назад эту старую ялтинскую дорогу прокладывали, как могли. Технологий, позволяющих прогрызаться сквозь скалы, не было. Но зато теперь туристы и велосипедисты благодарны - живописнее маршрут трудно найти.
История этого интересного маршрута описана многими исследователями наших земель. Великая императрица Екатерина II в 1787 году так и не побывала на Южном берегу. Дорога для неё заканчивалась как раз на Байдарских воротах. Дальше царская особа проследовать не могла. Но не только она пострадала от отсутствия хороших дорог. Графы и герцоги годами строили свои дачи в уникальных уголках Южного берега Крыма из-за того, что попросту не могли по нормальной дороге подвезти строительные материалы. При императоре Александре I этому было решено положить конец. Он дал величайшее указание Главному управлению путей сообщения соединить Симферополь, Ялту и Севастополь шоссейной дорогой.
Проект разрабатывал генерал-лейтенант Бетанкур. Этот потомок королей совершил в России немало славных дел. Его считают одним из основоположников российского мостостроения. Под его руководством были построены арочные мосты в Ижоре, Петергофе, Туле, на Московском шоссе, Исаакиевский понтонный мост через Неву, мост через Малую Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге и ряд других.
В Крыму он занялся строительством дороги по велению царя.
В 1824 году при активном участии генерал-губернатора Воронцова, силами солдат Козловского и Нашембурского полков и батальона 40-го егерского полка начались работы на месте будущего шоссе. Работы велись в несколько этапов. Сначала был создан участок Симферополь-Алушта. Затем по старинной русской традиции деньги закончились. И только через шесть лет при личном участии графа Воронцова продолжилось строительство участка, соединившего Алушту и Ялту. Одновременно рабочие трудились на другом направлении - от Севастополя к Ялте.
Около двадцати лет ушло на то, чтобы сделать дорогу. Но в итоге в Крыму появилось шоссе, по которому могли ездить кто угодно: от царей до крестьян. Ровная поверхность позволяла довольно быстро по тем временам добраться из одного города в другой.
Сейчас по старой ялтинской дороге мало кто ездит. В хорошую погоду машин здесь прибавляется, но их несравнимо меньше, чем на «новой» трассе внизу побережья. Отчасти это объясняется большим количеством поворотов, отчасти тем, что местами дорога всё же в не очень хорошем состоянии. Хотя значительные её отрезки обновлены - асфальт радует своей ровной поверхностью.
На въезде со стороны Форосской церкви висит «кирпич», который сообщает, что ехать по старой ялтинской трассе нельзя - слишком опасно. Но люди всё равно сюда поворачивают. Так хочется посмотреть на красоты Южного берега, стоя почти над обрывом, когда над твоей головой возвышаются могучие крымские скалы.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.