Наша Белла Борисовна

Литсотрудник, переводчик, партизан, преподаватель

30 Ноябрь 2017 959
Белла Трахтенберг.
Фото из архива газеты.
Белла Трахтенберг. Фото из архива газеты.

«Наша Белла Борисовна!» - так её называли несколько поколений студентов Крымского педагогического института, у которых она читала курс древнерусской литературы, советской литературы. Называли искренне, любя, гордясь, уважая. Так называли её в годы Великой Отечественной на фронте, в разведштабе, в партизанском отряде. И в нашей газете, тогда «Красном Крыму», её, 21-летнюю девушку, уже называли по имени-отчеству, Белла Борисовна Трахтенберг - литсотрудник, переводчик, партизан, преподаватель.

Коллега из «Красного Крыма»

Белла Борисовна проработала в нашей газете с 25 июня по 28 августа 1941-го. Литсотрудник - в её обязанности входила вычитка, корректура поступавших в газету материалов, литературная обработка заметок читателей и внештатных корреспондентов. И сама писала часто, призывая на уборку урожая, замечая, что «любовь к Родине - священное чувство». Нам удалось найти в архиве одну из статей за подписью Б. Трахтенберг - за 27 июня 1941 года, разделившего жизнь на до и после войны. «Женщина - героиня в борьбе за Отчизну». «Как же не любить советской женщине Родину, как же не бороться ей до последней капли крови, до последнего биения сердца за её благо и процветание. Как не быть героиней свободной гражданке свободной земли, наследнице славы героических русских женщин, которые мужественно боролись за свою Отчизну ещё в те времена, когда народ не был её хозяином». Вспоминает в статье наша коллега и «русскую богатыршу» - старостиху Василису, разведчицу партизанских отрядов, сражавшуюся с Наполеоном в 1812-м, и Дашу Севастопольскую, Авдотью Скрыпникову, Веру Зарубину, Прасковью Графову, вставших на защиту родной земли в Крымскую войну в 1854-м, и героических женщин, сражавшихся с белогвардейцами в 1918-1920-м, и лекпома Беляеву, поведшую за собой солдат во время вой­ны с белофиннами в 1939-м. И уже совсем свежие данные, как встают на защиту Родины женщины в 1941-м, идя на смену мужьям, сыновьям, братьям.
«Я хорошо стреляю, медицинская сестра, - говорит жена командира Красной Армии тов. Карасёва. - И буду считать великой честью пойти на фронт, чтобы делом своим доказать горячую любовь к нашей партии большевиков и родному Сталину». Слова о любви к партии и вождю - не просто красивая фраза, не обязаловка, как принято считать сейчас, - а искренняя преданность, с которой шли в бой. Такая же преданность партии всю жизнь была и у Беллы Борисовны, вступившей в ВКП (б) ещё на 4-м курсе Крымского пединститута.
Она переехала в Крым вместе с мамой в 1931-м из Днепропетровска, где родилась 1 сентября 1919 года. У отца Боруха (так на еврейском звучало его имя), видимо, была уже новая семья. В архиве Министерства обороны России сохранился его запрос в Центральное бюро по учёту потерь о том, что связь с дочерью прекратилась с «22 июня 1941-го», а посему решено «признать Беллу Трахтенберг, 1919 года рождения, пропавшей без вести с августа 1942-го (позже переправлено на 41-й). Почему так посчитали - неизвестно, возможно, отец подал данные, что дочь, Сталинская стипендиатка, должна была поступить в аспирантуру педагогического института, эвакуироваться вместе с ним, а в Дагестан так и не приехала.

Ради Победы

Но эвакуироваться Белла Борисовна не собиралась - оккупацию ставшего родным полуострова они с мамой пережили сполна. Удалось выяснить, что мама нашей коллеги помогала группе подпольщиков учителей. А дочь 28 августа 1941-го ушла добровольцем в формирующуюся на полуострове 51-ю Отдельную армию - переводчиком штаба переброшенной в Крым 48-й кавалерийской дивизии Дмитрия Аверкина. Но переводить с немецкого, который знала в совершенстве, доводилось нечасто - чаще приходилось быть санинструктором, медсестрой - курсы окончила ещё до войны. Тяжелейшие бои на Перекопе осенью 1941-го, с боями пришлось дивизии, в которой служила Белла Борисовна, прорываться из окружения, горечь отступления... И новые бои с ненавистным врагом - уже члена партизанского отряда - остатки дивизии влились в ряды народных мстителей Второго района партизан Крыма.
И вновь была и медсестрой, и переводчиком, приходилось допрашивать захваченных в плен фашистов, и немецкому языку обучала друзей по отряду, чтобы в разведке могли достать больше информации. И вражеские прочёсы, голод пережить пришлось.
И без того стройная, худощавая Белла, Белка, как порой за быстроту реакции называли её подруги, «схудала на нет», уже и подняться толком не могла - сил не хватало.
Истощённую 23-летнюю партизанку отправили на Большую землю, в сочинский госпиталь.
Ещё даже до конца не восстановившись, патриотка просится на фронт - «чтобы бороться за Родину до последнего биения сердца». Взяли переводчиком в разведотдел штаба Черноморского флота - это не кабинетная должность, бывать приходилось «в различных пунктах Черноморского побережья», допрашивать пленных, переводить добытые разведчиками документы. «Находясь в должности военного переводчика и занимаясь по совместительству секретным делопроизводством, - читаем в характеристике, составленной в ноябре 1944-го, - показала себя преданной делу партии Ленина - Сталина и социалистической Родине. Свою специальность знает и любит, постоянно в ней совершенствуясь. Работоспособна, исполнительна, начатое дело стремится довести до конца. Общественные интересы ставит выше личных».

Скромность, порядочность

Во фразе «общественные интересы ставит выше личных» - вся суть Беллы Борисовны, скромного, порядочного, интеллигентного человека. Студенты, учившиеся у неё, вспоминают, что «называла исключительно на Вы, ценя, стараясь помочь раскрыться индивидуальности каждого. Всё, что ни делала Белла Борисовна, было во благо и во имя людей, для себя - ничего не просила». После войны вместе с мамой они жили в крохотной комнатушке общежития. Железная с панцирной сеткой кровать, где спали вдвоём, стул, заменявший стол, и любимые книги под кроватью в чемодане. Белла Борисовна знала наизусть всю классику, очень любила стихи, читала их вдохновенно, особенно любила Маяковского. А вот о войне ни читать, ни рассказывать не любила - слишком много было боли в воспоминаниях, в том числе и личной. И награды, как вспоминали её студенты, надевала лишь на юбилей Победы, хотя по праву заслужила младший лейтенант и орден Отечественной войны, и медали «За оборону Кавказа», «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и медаль «За боевые заслуги» - 20 августа 1965 года «Крымская правда» рассказала о вручении её бывшей сотруднице газеты.
В газету Белла Борисовна после войны не вернулась - стала преподавать, но статьи её о творчестве крымских писателей - Александра Грина, Константина Паустовского в уже «Крымской правде» печатали регулярно. Автором газеты она оставалась до последнего. Студенты, которым повезло слушать лекции Беллы Борисовны, вспоминают, что рассказывала она вдохновенно, стараясь влюбить каждого в русскую литературу, так как любила её сама.

Наталья ПУПКОВА.