Герои битвы за Крым

Выставка в память освободителей

13 Апрель 2017 1018
Участник войны Николай Олейников - частый гость архивистов.
Участник войны Николай Олейников - частый гость архивистов.

Чёрно-белые снимки, пожелтевшие страницы газет - «Крымский партизан» и «Красный Крым», документы о фашистских злодеяниях. В них навсегда осталась боль дней оккупации полуострова. Говорят, документы - молчаливые свидетели. Только не эти - времён Великой Отечественной, представленные на выставке «Битва за Крым» в Государственном архиве Республики Крым (Симферополь, ул. Павленко, 1а).

- Они «кричат» о мучениях и мужестве, о предательстве и подвиге, о тех, кто отдал жизни за наше мирное небо. Мы обязаны им всем, и должны всегда помнить, сколько жизней отдано в той войне, в том числе, и за наш полуостров, - говорит начальник Государственной архивной службы РК Олег Лобов. - Увы, с каждым годом всё меньше остаётся ветеранов, людей, выстоявших, победивших. В этот раз почётным гостем стал большой друг архива, руководитель Народного музея Ичкинского партизанского отряда Заветненской общеобразовательной школы имени Крымских партизан Советского района, почётный гражданин Советского района Николай Олейников.
В первый военный год, как и миллионы советских людей, вступил в борьбу с фашистами бывший девятиклассник Николай Иванович. Сейчас ему девяносто один, но события тех военных лет навсегда в памяти. Когда фашисты подступили к Крыму, стал членом подпольной организации на Сивашах, затем - партизаном девятого отряда Восточного соединения. В бою в феврале 1944-го ранен, после госпиталя - на фронт. В Польшу, на Пулавский плацдарм южнее Варшавы, где 14 января 1945 года началось крупное наступление. Рядовой пехотинец, пулемётчик 1135-го стрелкового Сальского полка 339-й стрелковой Таманской Краснознамённой дивизии. Второе тяжёлое ранение, госпиталь. День Победы встретил в госпитале на Волге. Он скромно говорит о себе: «Я не офицер, не командир отделения, обычный рядовой. Поэтому подвигов не совершал», но о его подвигах говорят награды, среди которых медали «За отвагу», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны. А вот о боевых друзьях, о партизанах Ичкинского отряда, принявших, кстати, первый бой с фашистами 3 ноября 1941-го, рассказывает так, что даже у искушённой молодёжи слёзы на глазах.
Впрочем, эмоции зашкаливают и когда смотришь документы выставки, их более полусотни. Самые светлые - фотографии улыбающихся героев битвы за Крым, хроника наших наступлений.
И не хочется думать, что через миг после того, как фронтовой корреспондент спрячет фотокамеру, запечатлённый на плёнке боец может погибнуть.
- Мы отобрали документы из фондов: «Крымский штаб партизанского движения», «Крымская республиканская чрезвычайная комиссия по установлению и расследованию злодеяний», причинённых фашистами. Многие из них представлены впервые, - говорит Татьяна Шарова, зам­начальника Государственной архивной службы республики. - Вот данные о боевом пути наших партизан, карта местности, списки гражданского населения, также ушедшего в лес под защиту отрядов. Вот иные списки казнённых - в сож­жённой деревне Лаки 24 марта 1942-го, многим погибшим не было и десяти лет. А вот опубликованный в вашей газете, тогда она называлась «Красный Крым», акт об извлечении тел крымчан, казнённых фашистами в концлагере «Красный». Среди них - казнённые 10 апреля (за 3 дня до освобождения города!) подпольщики группы «Сокол» Крымского драмтеатра, юный Олег Савватеев. То, что пережили крымчане в оккупации, нам, нынешним, сложно даже представить.

Наталья ПУПКОВА.