Романтика свободы на морских просторах

В Севастополе прошла Рождественская регата

11 Январь 2017 1007
Отчаливаем. Рулевой - яхтенный капитан Олег Ветров.
Отчаливаем. Рулевой - яхтенный капитан Олег Ветров.

Гонками парусных судов истинные мореманы открыли в городе-герое яхтенный сезон 2017 года. В составе команды «Спортфлот» мы вышли в море на тренировку.

Море для всех
У одного из причалов в Стрелецкой бухте мы взошли на борт белоснежной красавицы «Маргарита».
- Эта яхта считается круизной. В ней можно спокойно выходить даже в океан. Она выдержит любой шторм, - заверил нас Денис Миронов, капитан Черноморской чартерной компании. Испытать это нам, к счастью, не пришлось - погода стояла отличная: небо лазурного цвета, солнце буквально ослеп­ляло. А вот кто много раз проходил и шторма, и штили, но при этом сохранял бодрость духа и отличное настроение, так это яхтенный капитан Олег Ветров (говорящая фамилия!). Продолжая дело отца, он много лет занимается парусным спортом.
После построения и инструктажа три экипажа разошлись по машинам. С последних смыли мелкие льдинки, и раздались первые команды капитана: «Носовой - на руки!», «Отдаём швартовы!», «Расчехляем борт!», «На латы смотрите, ребята!».
Проплыли мимо внешнего рейда, двигатель отключили, и шкотовые начали расправлять паруса - два белых крыла. Шкотовые, как понятно из названия, те, кто «сидят» на шкотах - любых верёвках, с помощью которых управляют парусами. Держать ветер в своих руках, конечно, непросто. Вся команда тут же активно зашевелилась: Алексей, Владимир Котов, Дмитрий Миронов и Анастасия Котова начали быстро и резво подтягивать лебёдки, настраивая паруса. Я попробовала покрутить стаксель-шкот - силёнок хватило на три поворота.
- При управлении парусами яхтсмены испытывают ударные нагрузки, - объяснил Олег Олегович Ветров, наш надёжный капитан. - Для многих это непривычно.
Но яхтинг открыт для всех: детей, взрослых, пожилых и даже для людей с ограниченными возможностями, рассказал нам молодой и энергичный Денис Миронов. Он пришёл в этот спорт в семь лет. Чтобы стать капитаном, под парусами надо ходить не менее 20 лет. За это время покорители волн и ветра набираются необходимых знаний и опыта. Навигация, теория паруса и морских узлов, морская практика и многое другое - без этого никуда. «Парусный спорт в большей мере технический», сказал он.
- Севастополь может стать парусной столицей России, - отметила Анастасия Котова, управляющая парусной школой. - Множество бухт, больших и малых, интересная ветровая обстановка. В Севастопольской бухте можно проводить мировые соревнования - это огромная закрытая тёплая акватория, в Южной бухте всегда спокойно, даже когда на Графской пристани камни летят.
Круги на волнах
Техника выполнения поворотов бывает разной, но её основное правило - чем слабее ветер, тем плавнее должен быть поворот. Мастерство управления яхтой и заключается в том, чтобы она при повороте не потеряла, а увеличила скорость. Дело это требует напряжения сил и внимания. Все оживляются, шкоты подтягивают, резко поворачивается гик, только голову успеваешь вовремя убрать, а при этом звук такой, как при поднятии нескольких небольших якорей. И вот судно снова выравнивается, продолжается стабильный и ровный ход.
Несколько слов о морских законах. Первый - капитан всегда прав. Если он дал команду, её следует выполнить, а потом думать, зачем он это сказал сделать. Второй - по яхте нельзя ходить на каблуках. Судно качается, устойчивость на такой обуви теряется. На яхте должна быть чистота. Её палуба выполнена в основном из тикового дерева - оно не гниёт, долговечное, когда намокает, по нему не скользишь, но дорогое. На крейсерских яхтах не ходят босиком: побежал быстро, ударился пальцем обо что-нибудь, сломал его, выбыл из соревнований. Там надевают только закрытую обувь. Есть свод правил и о поведении в море. В нём расписано, как расходиться с другими лодками. Их выполняют неукоснительно. На яхте в проходе не сидеть и не стоять - собьют, если кому-то надо быстро пробежать. Без команды «За борт!» туда прыгать нельзя. Ходить по лодке следует, обязательно за что-то держась одной рукой. Иначе в случае качки или движения гика вы можете пострадать.
И ещё - морская болезнь может принимать самые необычные формы. Один совет - если вы зашли отдохнуть внутрь яхты, не сидите, а лежите, закрыв глаза. Так вы почувствуете себя в полной гармонии с водной стихией.

На яхте у каждого свои обязанности.

Оксана ПАВЛЕНКО.
Фото автора.